Похоже, реформа системы социальных пособий,
ставшая в последнее время настоящей притчей во языцех, начинает обретать
жёсткие временные ...
Похоже, реформа системы социальных пособий,
ставшая в последнее время настоящей притчей во языцех, начинает обретать
жёсткие временные и законодательные рамки. До 17 апреля нескольким
федеральным ведомствам предстоит определиться с критериями, по которым
россияне могут претендовать на соцвыплаты. Об этом сообщил в Twitter
премьер Дмитрий Медведев.
«На форуме в Сочи обсуждали
использование новых критериев, по которым люди могут претендовать
на социальные пособия. Чтобы их получали те, кто действительно
нуждается. К середине апреля профильные министерства предложат
соответствующие изменения в законодательство», — написал Медведев на своей странице в соцсети.
Поручение
подготовить и представить в правительство предложения о внесении
в законодательство РФ изменений по вопросу совершенствования системы
государственных социальных пособий и выплат премьер-министр дал
Минтруду, Минфину, Минэкономразвития и ФНС. В частности, предлагается
расширить применение критериев нуждаемости (бедности) и при
необходимости уточнить их. По словам чиновников, государство хочет,
чтобы помощь доходила по назначению, а те, кто получает субсидии,
но не жалуются на жизнь, будут отключены от поддержки.
Основания для скепсиса
Многие эксперты сомневаются, что реформа даст положительные
результаты в том формате, в каком она сейчас обозначена властями.
Например, доходы граждан можно посчитать исходя из налоговых деклараций
и справок НДФЛ-2, но в случае с самозанятыми, которые перебиваются
случайной работой и не отчитываются перед государством, это едва ли
реализуемо. В равной степени это касается тех, кто получает зарплату
в «конвертах», и кто сдаёт жильё без оформления контракта, а на условиях
устной договорённости с арендатором.
Ко всему прочему, миллионы россиян, проживающих на доходы ниже
прожиточного минимума, по каким-то причинам не обеспечены социальной
поддержкой. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, правительству ещё
«предстоит разобраться», почему вся эта масса выключена из системы
субсидий: либо люди не подозревают, что могут претендовать на пособия,
либо принципиально не хотят обращаться к государству, либо есть «что-то
третье, о чём мы не знаем».
«Пару недель назад Медведев
пояснил, что он имел в виду. Премьер предлагает при оценке бедности
граждан перейти от доходов к расходам. Задача в том, чтобы для всех
членов отдельно взятой семьи установить минимальный порог благополучия,
соответствующий прожиточному минимуму», — поясняет проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.
Расходы меняют картину
И если по доходам семья может быть вполне благополучная, то расходы —
на медицину, на больного ребёнка и так далее — могут вогнать её
в бедность, отмечает собеседник News.ru. Медведев предлагал смотреть
на ситуацию не с финансовой точки зрения, а учитывая реальные
потребности.
Антон Кардашов/АГН «Москва»
«Думаю, урезания пособий
мы не увидим. Наоборот, их размеры повысят, чтобы обеспечить минимальный
уровень благополучия для всех членов неблагополучных семей. У нас
их на самом деле всего две группы. Во-первых, это малообеспеченные
неполные многодетные семьи с детьми. Во-вторых — с больными
и инвалидами. На эти две группы и нацелено в основном предложение
Медведева. Если вы несёте дополнительные расходы по уходу
за престарелыми родственниками или больными детьми, если вы живёте
в регионе, где лекарства и продукты стоят дорого, вы можете рассчитывать
на пособия», — говорит Зубец.
Кто считает себя бедным
На его взгляд, за последние два года социально-экономический фон
в России стал более напряжённым. И это связано даже не с тем, что
сегодня народ живёт беднее. Не оправдались ожидания относительно роста
благополучия, после 2013 года реальные располагаемые доходы населения
перестали расти. Бедным считает себя не тот, кто голодает, а тот, кто
не может поехать на море.
«И надо понимать, что если
мы будем акцентироваться на борьбе с бедностью как таковой, мы ничего
не добьёмся. Бедность — не причина, а следствие. Следствие низких темпов
развития экономики в последние годы», — рассуждает эксперт.
Возникает
вопрос, где взять деньги на соцпособия. Самый простой вариант — собрать
с бизнеса в качестве налогов. Но это приведёт к снижению экономической
активности и росту количества бедных. Чтобы вырваться из замкнутого
круга, правительству нужно как минимум изменить налоговую политику,
сделать её более гибкой. В мире существует практика отрицательной
налоговой ставки: когда людям доплачивают за то, что они ведут бизнес.
Вместо того, чтобы брать с них налоги.
«Наверное, нам тоже надо
об этом подумать. Подъём экономики — это как прилив, который поднимает
все застрявшие в песке лодки. В конечном итоге это приводит и к решению
проблемы бедности. Раздавать пособия — лишь часть мер», — отмечает собеседник News.ru.
По словам проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, нынешние инициативы властей, в частности, относительно «портрета бедности», вызывают у него некое удивление. В России существует масса адресных программ, ориентированных на детей-инвалидов и лиц пенсионного возраста. Каждый субъект РФ сам определяет критерии, позволяющие тем или иным его жителям претендовать на социальную поддержку. В муниципалитетах, где представлены органы соцзащиты, обо всех претендентах всё знают. Конечно, есть и «псевдобедные», которые получают помощь, но они — скорее исключение из правил.
В частности, планируется учитывать в составе семьи детей, обучающихся по адаптивным общеобразовательным программам в специализированных школах-интернатах на полном гособеспечении, что расширит возможности получения социального контракта.
В 2025 году вступили в силу изменения, согласно которым ежемесячная выплата по уходу за детьми с инвалидностью и инвалидами с детства I группы будет ежегодно индексироваться.