Новый проект «Ресурсные классы» регионального отделения ВОРДИ Тюменской области направлен на развитие инклюзии в сфере образования. В ...
Новый проект «Ресурсные классы» регионального отделения ВОРДИ Тюменской области направлен на развитие инклюзии в сфере образования.
В ходе проекта был пошагово отстроен механизм работы с детьми с
расстройствами аутистического спектра или интеллектуальной
недостаточностью и внедрена структурированная образовательная среда в
условия общеобразовательных учреждений. В пилотный класс, набор в
который уже ведется, будут определены 10 детей в возрасте от семи до 12
лет. При этом каждый ребенок будет закреплен за своим
общеобразовательным классом, но основной учебный процесс будет проходить
в специально оборудованном отдельном классе — в ресурсной зоне.
«Об инклюзии сегодня говорится
много, но общее представление у всех участников этого процесса чаще
всего сводится к тому, что ребенка с ментальной инвалидностью нужно
принимать таким, какой он есть, и разрешать находиться рядом с другими
детьми, — говорит руководитель проекта, директор организации «Открой мне
мир» Маргарита Суворова. — Этого, конечно,
недостаточно. У детей, которые нуждаются в инклюзии, чаще всего очень
сложное нарушение развития, требующее создания вокруг этого ребенка
специальных образовательных условий. Если просто поместить такого
ученика в класс, он с наибольшей вероятностью не только не сможет
учиться, но и вовсе не удержится в коллективе».
«Важно понимать, что чем тяжелее нарушение развития, тем более
тщательно должно быть организовано пространство, в котором ребенок
находится. И тем более профессиональными и опытными должны быть
окружающие его специалисты. Каждый педагог ресурсного класса должен
владеть определенными методиками, которые помогут ему грамотно работать с
детьми», — добавляет Маргарита Суворова.
Ресурсная зона организована таким образом, чтобы каждому ученику было
комфортно заниматься. Она делится на три подзоны — зоны индивидуальной и
общей работы, а также зону сенсорной разгрузки. В состав команды
ресурсного класса войдут 15 педагогов.
Индивидуальные тьюторы пройдут обучение по первому модулю, учителя
ресурсного класса — по первому и второму модулям прикладного
поведенческого анализа (АВА). Кроме того, в команде обязательно наличие
координатора инклюзии — квалифицированного специалиста, к которому тоже
предъявляются серьезные требования.
Обычно методике АВА специалисты обучаются несколько лет, но в рамках
проекта «Ресурсные классы» педагоги тюменских школ смогли пройти
двухнедельную подготовку, а для дальнейшего совершенствования их навыков
в этой области организован процесс кураторства и супервизирования.
Родители учеников ресурсного класса также будут включены в
образовательный проект: для них проводятся семинары и вебинары,
посвященные методикам с доказанной эффективностью, помогающие им
включиться в сотрудничество с командой педагогов, чтобы выработать
единую стратегию работы с нежелательным поведением и организовать
учебный процесс дома, способствующий закреплению пройденного в школе
материала.
Сегодня «Ресурсный класс» апробирован в одной школе города, но
организаторы планируют организовать максимально комфортным
образовательное пространство для детей с РАС по всему региону.
Фото: Региональное отделение ВОРДИ Тюменской области
ВОРДИ – Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и
инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающимися в
представительстве своих интересов.
В частности, планируется учитывать в составе семьи детей, обучающихся по адаптивным общеобразовательным программам в специализированных школах-интернатах на полном гособеспечении, что расширит возможности получения социального контракта.
В 2025 году вступили в силу изменения, согласно которым ежемесячная выплата по уходу за детьми с инвалидностью и инвалидами с детства I группы будет ежегодно индексироваться.