В России предложили ввести зарплату для родителей детей-инвалидов.
Депутат Крупник: в РФ нужно утвердить зарплату для родителей детей-инвалидов.
Сегодня школы, открывающие классы для детей с особенностями здоровья, обустраивают комнаты психологической разгрузки. В них ребята отдыхают между занятиями, чтобы качественнее усваивать учебный материал в течение дня. Фото: Алексей Кунилов
Последние 10 лет в Свердловской области, как и во всей России, в образовании был взят курс на инклюзию. Сочли, что дети с особенностями здоровья должны обучаться вместе со здоровыми сверстниками – в одних классах и по тем же программам. Увы, это решение поставило в патовую ситуацию всех: родителей таких детей – потому что они отличаются от здоровых, учителей – поскольку одновременно с обычными учить учеников с ментальными нарушениями крайне трудно и самих ребят – требованиям общеобразовательной школы им соответствовать невозможно. Спустя несколько лет такой жизни муниципалитеты решили вернуться к прежнему опыту обучения особенных детей и создавать для них специальные классы.
В новом учебном году в Первоуральске сразу три школы откроют классы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
– Обучение особенных детей требует создания специальных условий в плане архитектурных решений, зонирования территорий. Мы работаем с кадровым составом – педагоги школ проходят курсы повышения квалификации, обучаются в области дефектологии, логопедии. Ведётся набор тьюторов для сопровождения детей, – отметила заместитель начальника управления образования Первоуральска Галина Ахахлина.
Ресурсный класс для детей с расстройством аутического спектра откроется 1 сентября в школе № 6, в первый класс школы № 9 пойдут ребята с задержкой психического развития, а в школе № 10 продолжится обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В Первоуральске отмечают успешный опыт работы класса для особенных детей в школе №10. Здесь его в прошлом году набрали впервые.
– К детям с тяжёлыми нарушениями речи нужен индивидуальный подход: ребята все разные, каждый по-своему воспринимает мир. К следующему учебному году мы планируем закупить одноместные парты, создать игровую зону, сенсорную комнату, закупить игры для развития мелкой моторики, чтобы дети развивались в школе не только на уроках, но и на переменах. Сделаем зону отдыха, где ребята смогут отдохнуть после занятий, – рассказала классный руководитель «особенного» класса Дарья Рублёва.
В школе № 9 Первоуральска «Областной газете» рассказали, что 11 заявлений в класс для детей с задержкой психического развития у них уже есть. В соответствии с санитарными нормами и правилами в таком классе должно обучаться 12 детей. В классе детей с расстройствами аутического спектра норма наполняемости и того меньше: всего 5 учеников. Троих из них в школе № 6 Первоуральска уже набрали.
– У нас в школе накоплен большой опыт работы с детьми, имеющими задержку психического развития, – поясняет директор школы № 9 Татьяна Галяутдинова. – В этом году мы выпускаем такой девятый класс, но, к сожалению, был большой перерыв в наборе. Сейчас вновь возвращаемся к использованию своего многолетнего опыта. Когда дети, имеющие особенности здоровья, собраны в один класс, то эффект от обучения намного выше: у них определённый темп работы и усваивания информации, особенности их ментальной деятельности требуют специальной образовательной программы.
Все ребята в таком коррекционном классе имеют заключения ПМПК, и что важно — медицинский диагноз у них один и тот же. Учителя используют в работе с ними федеральные государственные стандарты, рассчитанные именно на их особенности.
– Даже у дополнительного образования имеется отдельный план для ребят с задержкой психического развития, – говорит Татьяна Галяутдинова. – Для них — спортивная секция «Спортивные игры», в штате школы уже сейчас есть логопед и психолог, на своих занятиях они развивают у детей мелкую моторику. Выделены дополнительные часы русского языка и математики, есть возможность вести внеурочную деятельность.
Конечно, с открытием нового первого класса для особых детей понадобится увеличить и штаты — принять на работу дефектолога, педагога-тьютора и социального педагога. Дело в том, что для таких детей особенно важна социализация, школа должна научить их эффективному общению со сверстниками без конфликтов и неприятностей. Да и потом, после выпуска из школы, этим ребятам придётся получать профессию и идти работать. Без навыков социальных контактов сделать это будет труднее.
Надо сказать, что, выпускаясь из школы, ученики коррекционных классов получат тот же документ об образовании, как и другие. А вот аттестуются по упрощённой схеме — вместо четырёх экзаменов после 9-го класса сдают всего два.
– Государство серьёзно поддерживает семьи с детьми, имеющими особенности здоровья, – рассказывает Татьяна Галяутдинова. – Дважды в день совершенно бесплатно они получают питание в школе. Точно так же, как и здоровые сверстники, поступают овладевать рабочими профессиями в колледжи и техникумы. Выпускники коррекционных классов становятся поварами, сварщиками, парикмахерами. Их берут на обучение по специальностям белой металлургии и по всем строительным направлениям.
Галяутдинова вспоминает даже случай, когда один из учеников коррекционного класса, перейдя впоследствии в класс здоровых детей, смог получить высшее образование и теперь преподаёт математику. Поясняет, что очень многое в развитии таких ребят зависит от тех сил, которые прикладывают родители и педагоги.
– У детей с ментальными нарушениями так или иначе пострадали клетки головного мозга, – объясняет логопед-дефектолог школы-интерната №9 Верхней Салды Наталья Серебрякова. - Они физически не способны угнаться за своими здоровыми сверстниками. При условии инклюзивного обучения в одном классе со сверстниками они почти всегда находятся в ситуации неуспеха, это очень тяжело и губит всякую мотивацию к обучению. Убеждена, что обучение в отдельно созданных классах более эффективно для них и на выходе даёт лучшие результаты. Когда ребёнок учится в специализированном классе, родителям намного удобнее. Большая часть реабилитации проходит в школе со специально подготовленными психологами, логопедами, дефектологами. Часто школьный спортзал используется для занятий лечебной физкультурой – специальные физические занятия тоже очень важны для детей с особенностями здоровья.
Чтобы попасть в особенный класс, необходимо заявление родителей и результаты обследования психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Депутат Крупник: в РФ нужно утвердить зарплату для родителей детей-инвалидов.
Родители детей с инвалидностью часто сталкиваются с необходимостью совмещать работу и заботу о своем ребёнке. Уход за особым ребёнком требует значительных временных и эмоциональных затрат, и многие родители выбирают вариант неполного рабочего времени. В этой статье мы расскажем, как оформить неполное рабочее время для родителей ребёнка с особыми потребностями и какие права у них есть.
Законопроект, предусматривающий увеличение срока выплаты пособия по уходу за ребенком вдвое — до достижения возраста трех лет — для одиноких родителей или для тех, кто воспитывает ребенка-инвалида, направят на доработку. Такое решение принято 27 ноября на заседании Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.
В Омске открылась выставка, которая объединила матерей и их особенных детей. Трогательные истории о любви, силе и стойкости - в более чем 40 фотокарточках.
Дорогие мамы! С особым чувством нежности и любви поздравляем вас с Днём матери!