Это позволит особым детям безболезненно вписаться в коллектив
одноклассников без ограничений по здоровью. А родителям обычных ...
Это позволит особым детям безболезненно вписаться в коллектив
одноклассников без ограничений по здоровью. А родителям обычных учеников
– быстро преодолеть стресс.
Закон об инклюзивном образовании подписан в нашей стране еще в 2012
году. Это значит, что каждый ребенок, независимо от особенностей
развития, может учиться в общеобразовательной школе. Только нужно
создать специальные условия. Но, как показывает практика, это не так
просто. Поэтому в России лишь немногим более десятка по-настоящему
инклюзивных школ.
Ребенку с особыми потребностями сложно сразу сесть за парту. Адаптация начинается в ресурсном классе.
Только факты
С 1 сентября 2019 года ресурсный класс впервые откроется в
общеобразовательной школе Челябинска. Приказ о создании инновационной
площадки подписан в региональном министерстве образования и науки в
декабре 2018 года.
Инициатор проекта – Челябинская областная общественная организация помощи детям «Открытое сердце».
Подготовка проекта заняла три года.
Помощь в работе оказала администрация Челябинска: были выделены
муниципальные гранты на проекты «Инклюзия без границ» и «На пути к
инклюзии».
Для чего нужен ресурсный класс
Цель – помочь детям с аутизмом, синдромом Дуана, детским церебральным
параличом и другими особенностями развития адаптироваться к школе.
Занятия будут проходить по специальным программам в максимально
комфортных условиях. Постепенно ребенок будет выходить на отдельные
предметы в регулярный (обычный) класс, к которому он приписан. При этом
он в любой момент вернуться в ресурсную зону, продолжить там занятия или
отдохнуть.
В Челябинске первыми учениками инновационной школы станут первоклассники. Номер школы организаторы пока не называют.
– Многие родители обычных учеников беспокоятся, что совместное
обучение с особыми детьми негативно отразится на успеваемости. Надеюсь,
открытие ресурсного класса поможет снять напряжение и стресс у
родителей. Правильная инклюзия не может помешать совместному обучению, – пояснила «Вечерке» руководитель общественной организации «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.
За три года организация реализовала пять проектов в области внедрения
современных практик инклюзивного образования. В частности, в челябинском
детском саду № 40 благополучно влились в коллектив дошколят дети с
синдромом Дауна и аутизмом.
Команда педагогов
Для работы в первом ресурсном классе Челябинска подготовлена команда специалистов:
куратор – психолог с высшим образованием в области прикладного анализа поведения, уникальный для нашего региона специалист;
тьюторы – сопровождающие каждого особенного ребенка, которые помогают подопечным увереннее чувствовать себя в школе;
ресурсный учитель – специалист с высшим дефектологическим
образованием, составляет план индивидуальных и групповых занятий,
постоянно работает в контакте с регулярным педагогом (учитель из
обычного класса).
Условия
Ресурсный класс – это отдельное специально оборудованное помещение, разделенное на несколько зон:
для индивидуальной работы с учеником;
для групповых занятий;
для обучения социально-бытовым навыкам:
для сенсорной разгрузки.
– Дети с особыми потребностями хуже чувствуют свое тело (как
космонавт в скафандре), быстрее устают, занятия на тренажерах в
сенсорной зоне помогут им быстрее восстановиться, – поясняет Елизавета Кириллова.
Инклюзивный наблюдатель
Как идет подготовка первого ресурсного класса для детей с нарушениями
интеллекта в общеобразовательной школе, оценила эксперт столичного
«Центра проблем аутизма» Надежда Бурлака.
На этой неделе она приезжала в Челябинск и три дня работала в городе:
встретилась с руководством и учителями регулярных классов школы, где будет работать проект;
поделилась опытом с челябинскими коллегами, как правильно составлять
адаптированные образовательные программы и подготовить родителей обычных
школьников к тому, что рядом будут учиться особые дети;
провела несколько тренингов с участием детей для специалистов ресурсно-тьюторской службы, которая создается в школе.
Комментарий
– У школы очень грамотный подход к организации инклюзивных процессов. Невероятный уровень включенности именно регулярных педагогов. Видно желание и стремление директора выстроить работающую модель. Это, конечно, огромная заслуга организаторов проекта и в первую очередь – руководителя организации помощи детям «Открытое сердце» Елизаветы Эдуардовны Кирилловой. Уверена, в Челябинске все получится, – отметила московский эксперт.
Детали
Московский «Центр проблем аутизма» одним из первых в стране запустил инновационную модель ресурсного класса.
В начале этого года «Центр проблем аутизма» объявил конкурс на участие регионов в проекте «Инклюзивный наблюдатель».
Первым участником стал Челябинск. К всероссийскому проекту также
присоединились еще десять городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург,
Новосибирск, Казань и другие.
автор - Наталья Фирсанова. Фото пресс-службы министерства социальных отношений Челябинской области.
В частности, планируется учитывать в составе семьи детей, обучающихся по адаптивным общеобразовательным программам в специализированных школах-интернатах на полном гособеспечении, что расширит возможности получения социального контракта.
В 2025 году вступили в силу изменения, согласно которым ежемесячная выплата по уходу за детьми с инвалидностью и инвалидами с детства I группы будет ежегодно индексироваться.