471 ребенок-инвалид в Челнах учится на дому.
В Набережных Челнах живёт примерно две тысячи детей с ограниченными возможностями, из которых 471 получает образование на дому.
«Шаг за шагом». Центр диагностики и консультирования в Смоленске занимается коррекционной педагогикой. Здесь оказывают помощь детям с особыми образовательными потребностями. С помощью специальных технологий малыши с различными расстройствами учатся навыкам самообслуживания, коммуникации, многие затем идут в школу наравне со здоровыми сверстниками. В прошлом году Центр выиграл грант и реализует проект с использованием современных технологий, которые помогают особым детям развиваться и познавать мир.
Светлана Трифаненкова, педагог-психолог СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»:
«Летом дует теплый ветерок. Дуй скорей, правильно дуй, губки вперед. Молодец».
Занятие с маленькой Дашей традиционно начинаются с увлекательной подвижной игры. Она же разминка, тренирующая моторику. Ребенок постепенно вовлекается в процесс. Далее опять же в форме игры малышка выполняет задания, где выбор нужно делать самостоятельно.
Далее занятие переходит к изучению и запоминанию реальных объектов. Представления о предмете формируются у ребенка с разных сторон. От реального к объемному, а дальше –абстрактная ассоциация.
«Мы берем красный – основу, это форма ягодки. Она какая?
- Круглая.
Это игровой набор для раннего развития, так называемые «Дары Фребеля». Данная методика – это последовательная система развития, где ребенок шаг за шагом идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира дети переходят к абстракциям, а дальше учатся проявлять собственную фантазию. Предметы из набора изготовлены из натуральных материалов, что очень нравится детям тактильно. Формы и текстуры также различаются.
Светлана Трифаненкова, педагог-психолог СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»
«Мы даем сначала естественного окраса, то есть без применения каких-либо красителей объемные фигуры. Предлагаем формы, которые ребенок видит в жизни: шар, куб, цилиндр. Ребенку раннего возраста, да и вообще любому ребенку проще работать с объемом. Объем, который можно захватить, прокатить, почувствовать. Взаимодействуя с этим материалом, ребенок усваивает основные сенсорные эталоны».
Центр диагностики и консультирования в Смоленске существует уже более 30 лет и занимается корекционно-воспитательной работой с детьми с задержками развития различного генеза, речевыми нарушениями и расстройствами аутистического спектра.
В 2019 году учреждение победило в конкурсе проектов на соискание гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект смоленского центра называется «Шаг за шагом», потому что коррекционное развитие требует постепенного, но при этом уверенного движения вперед.
Наталья Лазарева, директор СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»:
«Для нас была важна идея такой пошаговости, преемственности, последовательности, некой системной работы. И так появилось наше название. Так мы сейчас с такой социальной идеей живем, что постепенное движение вперед».
«Ну-ка все встали в круг, за руки все взялись вдруг. Будем рядом стоять, ручками махать».
Для самых маленьких работает группа «Мама и малыш». Здесь с детьми помимо педагогов присутствуют родители, поскольку именно с самыми близкими ребенок чувствует себя защищенным и уверенным и доверяется специалисту. А затем справляется с заданиями.
Родители, в свою очередь, получают от педагогов необходимые знания, для того чтобы заниматься с детьми самостоятельно дома. Причем, без каких-то специальных приспособлений.
Ваня с мамой занимаются здесь уже почти год, и Лилия отмечает, что у сына наступил ощутимый прогресс в развитии.
Лилия Осипова:
«Во-первых, он усидчивый очень стал. То есть мы вот в садик пошли, вот месяц ходим, уже результат замечают, что он садится сам на стульчик, то есть он вот привык уже к какому-то режиму. Также музыкальные занятия, он уже хоровод хорошо водит, раньше отвлекался. То есть прогресс есть».
А это балансотерапия. Ребенок ставится на вот такой балансир с помощью педагога. Сначала малыши просто учатся держать равновесие, чуть позже они начинают выполнять те или иные задания. Когда чувство равновесия становится увереннее, задания усложняются.
Наталья Фараонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»:
«Технология балансотерапии позволяет раскрепостить детей, таких двигательно замкнутых детей сделать более расторможенными, активными в двигательном плане. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроя».
В рамках гранта в центре была обновлена материально-техническая база. Вот такой интерактивный стол позволяет заниматься с детьми помимо основной педагогической помощи. На нем могут заниматься ребята от двух до десяти лет. В операционную систему загружены десятки игр самого разного функционала. Игра сопровождается разноголосой озвучкой, что упрощает задачу для восприятия особого ребенка.
Наталья Фролова, учитель-логопед СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»:
«На нем можно заниматься, как индивидуально, так и с группой детей, ну, скорей всего, уже с подгруппой: три-четыре человека. Здесь также есть, как и соревновательные игры. То есть они построены таким способом, чтобы дети не расстраивались, что кто-то победил, поскольку озвучивание происходит довольно грамотно с расчетом всех возможностей и особенностей детей».
В рамках гранта еще планируется приобрести специальные планшеты с возможностью установки на них программ-коммуникаторов.
Наталья Лазарева, директор СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»:
«То есть как раз для тех детей, которым сложно использовать привычную для нас устную речь, есть возможность использовать такие специально разработанные программы, которые позволяют общаться при помощи пиктограмм, символов или оречевленных таких вот высказываний».
Также в этом году на территории центра планируется установить специализированную детскую площадку. Педагоги центра продолжат работу и по окончании проекта. Они снова будут помогать особым детям познавать мир и адаптироваться в нем. Так, как только возможно, в силу особенностей. Шаг за шагом.
Автор: Инара Багирова
В Набережных Челнах живёт примерно две тысячи детей с ограниченными возможностями, из которых 471 получает образование на дому.
Такая мера поддержки будет введена по приказу областного Минсоцдемографии с 1 марта 2025 года. Услуги для 30 семей будет оказывать самарский хоспис «Вкус жизни», рассказала член его правления, директор БФ «ЕВИТА» Ольга Шелест.
Депутат Крупник: в РФ нужно утвердить зарплату для родителей детей-инвалидов.
Родители детей с инвалидностью часто сталкиваются с необходимостью совмещать работу и заботу о своем ребёнке. Уход за особым ребёнком требует значительных временных и эмоциональных затрат, и многие родители выбирают вариант неполного рабочего времени. В этой статье мы расскажем, как оформить неполное рабочее время для родителей ребёнка с особыми потребностями и какие права у них есть.
Законопроект, предусматривающий увеличение срока выплаты пособия по уходу за ребенком вдвое — до достижения возраста трех лет — для одиноких родителей или для тех, кто воспитывает ребенка-инвалида, направят на доработку. Такое решение принято 27 ноября на заседании Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.