471 ребенок-инвалид в Челнах учится на дому.
В Набережных Челнах живёт примерно две тысячи детей с ограниченными возможностями, из которых 471 получает образование на дому.
Ребята с особенностями здоровья из поселка Уренгой стали первокурсниками в Питере – поступили на программистов и успешно учатся. А ведь еще каких-то десять лет назад ямальские дети с инвалидностью и мечтать не могли о том, чтобы получать профессию в мегаполисах!.. Рассказываем, как это стало возможным.
На «земле» такого не было!..
Семиклассник Федя Пивкин из Надыма не может ходить в школу по состоянию здоровья, поэтому педагоги приходят к нему на дом или обучают подростка по видеосвязи.
– Ему не очень легко учиться, – говорит бабушка мальчика Анна Шиханова, – но для нас это очень удобно. И самому Феде нравится заниматься. Мы даже отложили переезд в Самару, потому что там нет такой формы обучения. Еще один большой плюс – все занятия индивидуальные, то есть учитель уделяет внимание одному ребенку. Федя уже стал экспертом в современных технологиях и учит меня: что ни спрошу, он во всем разбирается.
Из предметов мальчик больше всего любит русский язык и биологию. А будущее решил связать с информационной сферой.
– Нужно научиться правильно говорить и писать, а в биологии мы изучаем всевозможные живые организмы и процессы, это очень интересно, – говорит Федя. – Через год по программе начнутся опыты, я их очень жду.
Химия по скайпу
Учителям нельзя приносить реагенты и химвещества в квартиры к ученикам, но благодаря цифровой лаборатории «Архимед» можно дать представление о реакциях.
– В процессе обучения совмещаем работу в цифровой лаборатории и наглядную, – поясняет учитель химии и биологии надымской школы № 3 Наталья Малинина. – Результат реакции нейтрализации демонстрируется при помощи индикаторной бумаги, но визуально сложно увидеть различия, тем более по видеосвязи. Тогда мы используем специальные датчики, их опускают в раствор, а все изменения отражаются на экране.
Согласно учебной программе учителя биологии устраивают детям
лабораторные практические работы, опираясь на те материалы, которые
ребенок может найти дома.
– «У тебя есть дома лук?» – спрашивает учитель, ребенок приносит с
кухни кусочек лука, отделяет пленочку и изучает ее строение, используя
цифровой микроскоп, подключенный к компьютеру, – добавляет Татьяна
Майстрика, заведующая отделением дистанционного обучения в Салехарде.
«Анекдоты» на истории
Лилия Зеель преподает в центре дистанционного образования историю и
обществознание. Микроскопов и датчиков для проведения опытов ей не
требуется, она использует другие методы.
– В нашем случае лучший способ увлечь ребенка – диалог, – рассказывает
Лилия Михайловна. – К материалам из учебника подбираю яркие, порой
анекдотические истории, прикрепляю ссылки с интересной информацией.
Вместе мы решаем олимпиадные задания, обсуждаем домашние презентации и
рефераты.
Кто-то из учеников не может писать, кто-то медленно читает, объясняет
учитель, и тогда цифровые ресурсы на компьютере – лучшая отчетность.
– У меня сейчас занимаются Аня, Матвей, Женя, Анжелика, – говорит
педагог. – С кем-то работаю давно, кто-то появился только в этом году.
Понятно, что ребята, которые обучаются на дому, лишены общения, и они,
как никто, цепляются за знания, которые мы даем им на уроках. У них есть
интерес, есть харизма. Мотивация к обучению повышенная. В школе,
конечно, таких ребят меньше.
Взгляд психолога
Может показаться, что при дистанционном обучении дети оторваны от
социума, но педагог-психолог Елена Фатьянова обращает внимание на то,
что мы живем в цифровую эпоху.
– Мир и жизнь сейчас очень цифровизированы, даже коммуникации по большей части происходят онлайн. Поэтому у дистанционного обучения есть свои преимущества. Дети получают возможность подробнее познакомиться с технологиями. А для тех, кто не может посещать школу, это шанс получить качественное образование.
НЮАНСЫ
Расписание подстроят под лечебные процедуры
На Ямале действует шесть центров дистанционного образования: в
Салехарде, Лабытнанги, Новом Уренгое, Надыме, Ноябрьске и Муравленко.
На обучении – около 80 детей-инвалидов, у большинства из них нарушения
опорно-двигательного аппарата, врожденные заболевания или проблемы с
внутренними органами и др.
Для каждого особого ученика разработан индивидуальный учебный план.
Многие ребята посещают школу или занимаются с учителями на дому. Уроки
по интернету – лишь часть образовательного процесса.
– Какие предметы изучать дистанционно, исходя из учебного плана, решают
родители, – объясняет заведующая отделением дистанционного обучения в
Салехарде Татьяна Майстрика. – Чаще выбирают информатику, английский,
историю и биологию и другие предметы. Чтобы учебный процесс проходил
качественно, всем ученикам заранее организуют доступ в сеть Интернет
предоставляют оборудование: компьютер, принтер, электронный микроскоп,
наушники, веб-камеру и другие гаджеты.
У «дистанционников» такое же количество учебных часов, как и у их
одноклассников. Но проводятся они по индивидуальному расписанию, через
виртуальную сетевую школу на портале «Сетевой город. Образование». Так,
время уроков и перерывы между ними подстраивают под потребности ребенка,
чтобы не перегружать или, например, не пропускать лечебные процедуры.
В центрах не только учат, но и подскажут, куда поступить. Ежегодно
весной проводят дни открытых дверей, связываются с вузами, колледжами и
техникумами, проводят онлайн-трансляции.
– Мы сотрудничаем с различными учебными заведениями Челябинска,
Екатеринбурга, Тюмени, Шадринска и др. – рассказывает Татьяна Майстрика.
– Их сотрудники рассказывают об условиях поступления и обучения,
проводят экскурсии в режиме реального времени, с помощью которых
показывают, где будут проходить занятия, в каких условиях будут жить
будущие студенты. Смотрят трансляцию не только старшеклассники, но и
родители детей помладше, чтобы лучше спланировать будущее ребенка.
КАК ПРАВИЛЬНО
Главное условие для учёбы на расстоянии
Компьютер и разные гаджеты вместе с учителями может появиться дома у
каждого особого ребенка, чей диагноз попал в определенный список.
Это «Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по
основным общеобразовательным программам на дому», утвержденный приказом
Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н.
Среди них, в частности, злокачественные новообразования, болезни крови,
шизофрения и умственная отсталость, болезни нервной системы (ДЦП,
эпилепсия) и глаз.
Потребуются документы: заявление от родителей, справка врачебной
комиссии, справка об инвалидности и отсутствии противопоказаний и тому
подобные.
Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, проживающих в Салехарде, Губкинском и Приуральском, Шурышкарском, Пуровском, Красноселькупском, Тазовском, Ямальском районах, следует обращаться к Татьяне Ивановне Майстрика по телефону 8 (34922) 3-32-66.
Над темой работали: Юлия Чудинова, Мария Коробова
В Набережных Челнах живёт примерно две тысячи детей с ограниченными возможностями, из которых 471 получает образование на дому.
Такая мера поддержки будет введена по приказу областного Минсоцдемографии с 1 марта 2025 года. Услуги для 30 семей будет оказывать самарский хоспис «Вкус жизни», рассказала член его правления, директор БФ «ЕВИТА» Ольга Шелест.
Депутат Крупник: в РФ нужно утвердить зарплату для родителей детей-инвалидов.
Родители детей с инвалидностью часто сталкиваются с необходимостью совмещать работу и заботу о своем ребёнке. Уход за особым ребёнком требует значительных временных и эмоциональных затрат, и многие родители выбирают вариант неполного рабочего времени. В этой статье мы расскажем, как оформить неполное рабочее время для родителей ребёнка с особыми потребностями и какие права у них есть.
Законопроект, предусматривающий увеличение срока выплаты пособия по уходу за ребенком вдвое — до достижения возраста трех лет — для одиноких родителей или для тех, кто воспитывает ребенка-инвалида, направят на доработку. Такое решение принято 27 ноября на заседании Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.