Инклюзивный отдых детей инвалидов и детей с ОВЗ.

Актуальность проблемы инклюзивного отдыха связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно растет и на данный момент составляет около 2% от общего количества детей в стране. При этом отдых в специализированных организациях для инвалидов не может в полной мере обеспечить детям-инвалидам социальную интеграцию и не способствует развитию самостоятельности, приобретению опыта жизни в коллективе.

В России в настоящее время практически не существует полноценных инклюзивных смен, где дети с особенностями могли бы отдыхать совместно с обычными детьми. В связи с этим, к сожалению, нередки случаи, когда «особенных» детей не пускают в детские оздоровительные лагеря, что вызывает негативную реакцию родительского сообщества и общественных организаций в сфере защиты прав инвалидов.

Российская Федерация является государством – участником Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 61/106 от 13 декабря 2006 года (далее – Конвенция).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Конвенции, государства – участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. При этом отказ в доступе к физическому окружению, транспорту, информации и связи, равно как и к услугам, открытым для населения, должен прямо определяться как запрещенный акт дискриминации.

Государства – участники Конвенции обязаны принимать надлежащие меры, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. В соответствии со статьей 9 Конвенции обязательство обеспечивать доступность является безусловным, доступ должен эффективно обеспечиваться наравне с другими в соответствии с запретом дискриминации, а отказ в доступе следует считать дискриминационным актом.

18 апреля 2023г. Государственной думой Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который направлен на пресечение неправомерных фактов отказа организаций детского отдыха в приеме детей-инвалидов, детей с ограничениями возможностей здоровья (далее – ОВЗ) и обеспечения реализации гарантий такой категории детей на социальную адаптацию посредством отдыха и оздоровления на общих условиях с иными детьми.

Новое в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Базовым для сферы детского отдыха нормативным актом является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ). В нем закреплены, в частности, определения таких понятий, как отдых и оздоровление детей, организации, обеспечивающие отдых и оздоровление, основные обязанности таких организаций и требования к ним.

Новым проектом Закона о внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, предлагается скорректировать соответствующие статьи Федерального закона № 124-ФЗ, чтоб они не нарушали резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 61/106 от 13 декабря 2006 года, в части дискриминации детей-инвалидов и детей с ОВЗ на доступность к отдыху, предоставляемую государством в качестве мер социальной поддержки данной категории населения.

Так, указанным проектом федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятым Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении, внесены следующие изменения:

  • Об исключении из положения абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона № 124-ФЗ, устанавливающего обязанность организации отдыха детей и их оздоровления создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, и абз. 14 п. 2 ст. 12.2 данного закона, предусматривающего необходимость предоставления сведений об обеспечении в организации доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ОВЗ для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, уточнения “в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления”;
  • О дополнении в ст. 1 Закона № 124-ФЗ определение инклюзивного отдыха и оздоровления. Под ним предлагается понимать обеспечение доступа к отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ОВЗ совместно и наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья;
  • Об ежегодном определении квот для инклюзивного отдыха и оздоровления в каждом регионе – устанавливать их будут уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом минимальное количество мест для детей-инвалидов и детей с ОВЗ предлагается закрепить непосредственно в законе – оно должно составлять не менее 10% от общего числа мест в организациях отдыха детей и их оздоровления, включенных в соответствующий реестр (таким положением предлагается дополнить абз. 4 п. 2 ст. 12.1 Закона № 124-ФЗ).

Реестры организаций отдыха детей и их оздоровления ведутся уполномоченными региональными органами – перечень этих органов и ссылки на их сайты, на которых и размещаются эти реестры, можно найти на официальном сайте Минпросвещения России (docs.edu.gov.ru/document/2ec72eccc2833490ea8a6f24fb2644a6/). Без включения в реестр оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей нельзя – это прямо установлено п. 2.1 ст. 12 Закона № 124-ФЗ.ПРИ ЭТОМ, РЕГИОНЫ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ КВОТУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ДЕТЕЙ С ОВЗ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ И БОЛЬШЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ 10%, И РАСПРЕДЕЛЯТЬ ЕЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО МЕЖДУ ДЕТСКИМИ ЛАГЕРЯМИ – С УЧЕТОМ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ТАКИХ ДЕТЕЙ.

«Мы не говорим о том, что эти 10% должны обеспечиваться только загородными лагерями. Не отрицаем необходимость использования в том числе пришкольных, городских лагерей, что позволит детям с ОВЗ, с инвалидностью находиться среди своих здоровых сверстников, но без отрыва от семьи. Кроме того, на сегодняшний день существует практика по организации профильных смен, например для детей с сахарным диабетом, никто не говорит, что от нее нужно отказаться. И в эти 10% ее включать не нужно. Многие коррекционные образовательные учреждения для слабовидящих и незрячих детей, детей с ограничениями по слуху имеют загородные базы для организации их отдыха, это направление тоже нужно развивать».Член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Ларионова

Действующие нормативно-правовые акты.

Необходимость создания в детских лагерях условий для пребывания в них детей с инвалидностью и детей с ОВЗ отражена на данный момент нормативных актов, а в некоторых из них обозначены даже конкретные целевые показатели:

  1. Государственная программа «Доступная среда» (далее – госпрограмма).

Одной из главных целей, является – повышение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2% к 2030 году (актуальная версия паспорта программы размещена на официальном сайте Минтруда России: mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0). Данная программа была продлена до 2025 года.

При этом Минтруд России, разрабатывая основные направления ее реализации в данный период, отмечал, что к приоритетным объектам будут относиться и организации отдыха и оздоровления детей, – в планах создание условий для проведения инклюзивных смен в более чем 1 тыс. детских лагерей.ИНФОРМАЦИЯ РАЗМЕЩЕНА НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ МИНТРУДА РОССИИ (MINTRUD.GOV.RU/SOCIAL/225).

В рамках реализации госпрограммы Минпросвещения России начиная с 2022 года проводит конкурсный отбор организаций отдыха и оздоровления, которые могут получить гранты размером до 7 млн руб. на создание в зданиях и на прилегающих к ним территориях условий доступности, в том числе архитектурной, безопасности, информативности и комфортности для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, а также материально-технических условий, включая учебное, компьютерное, реабилитационное оборудование, оборудование для комнаты психологической разгрузки, для спортивных залов (площадок), необходимое для отдыха и оздоровления таких детей. Условия предоставления грантов и требования к участникам конкурса установлены Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2022 г. № 1102.

Результаты, которые должны быть достигнуты по итогам использования гранта, – увеличение числа детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в возрасте от 6,5 до 17 лет (включительно) в общем числе принятых соответствующей организацией в данном финансовом году детей и расширение перечня нозологических групп детей, для которых созданы условия пребывания в ней. Информация обо всех этапах конкурса размещается на портале предоставления мер финансовой государственной поддержки (promote.budget.gov.ru). В прошлом году такие гранты получили 12 организаций, в этом году – 14.

  • Ведомственная целевая программа “Развитие сферы отдыха и оздоровления детей” (утверждена Распоряжением Министерства просвещения РФ от 28 ноября 2019 г. № Р-121).

В рамках данной программы предусмотрены:

– увеличение численности детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, ежегодно направляемых в организации отдыха и оздоровления, до 7,2 млн. Согласно ст. 1 Закона № 124-ФЗ к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ;

– увеличение количества организаций отдыха и оздоровления детей сезонного или круглогодичного действия, в которых проведен текущий ремонт, обеспечено материально-техническое оснащение, созданы условия для отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ОВЗ, до 205 организаций.

Организация отдыха детей с инвалидностью и ОВЗ.

В 2021 году Минпросвещения России разработало – с учетом предложений Минздрава России, Роспотребнадзора, Минтруда России и представителей сферы детского отдыха – методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее – Методические рекомендации), для того, чтобы на них могли ориентироваться руководители детских лагерей при организации отдыха для таких детей.

Медицинское сопровождение детей с инвалидностью и детей с ОВЗ. 

Медицинское сопровождение детей в лагерях, регламентируется Приказом Минздрава России от 13 июня 2018 г. № 327н, которым утвержден порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха (далее – Порядок).

Так данным документом установлены следующие противопоказания для пребывания в организациях отдыха и оздоровления:

– соматические заболевания в острой и подострой стадии, хронические заболевания в стадии обострения, в стадии декомпенсации;

– инфекционные и паразитарные болезни, в том числе с поражением глаз и кожи, инфестации (педикулез, чесотка) – в период до окончания срока изоляции;

– установленный диагноз «бактерионосительство возбудителей кишечных инфекций, дифтерии»;

– активный туберкулез любой локализации;

– наличие контакта с инфекционными больными в течение 21 календарного дня перед заездом;

– отсутствие профилактических прививок в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

– злокачественные новообразования, требующие лечения, в том числе проведения химиотерапии;

– эпилепсия с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению;

– эпилепсия с медикаментозной ремиссией менее 1 года (за исключением образовательных организаций, осуществляющих организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время с дневным пребыванием);

– кахексия;

– психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ, а также иные психические расстройства и расстройства поведения в состоянии обострения и (или) представляющие опасность для больного и окружающих.

– хронические заболевания, требующие соблюдения назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания) (для детских лагерей палаточного типа).

Тем не менее необходимость соблюдения назначенного режима лечения предопределяет направление таких детей только в те организации, в которых созданы условия для их пребывания: есть врач-педиатр, возможно хранение лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых законными представителями несовершеннолетних. Дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения и нуждающиеся в связи с этим в сопровождении или индивидуальной помощи, направляются в те организации, где созданы условия для их пребывания с сопровождающими – законными представителями или иными лицами (по доверенности). Для детей-инвалидов нуждаемость в сопровождении или индивидуальной помощи определяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Контролируется прием лекарств и лечебного питания – в соответствии с определенными лечащим врачом дозировкой и режимом приема, указанными в справке о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (форма № 079/у), – медицинским пунктом организации. Кроме того, при организации питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, должны соблюдаться требования п. 8.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения”.

Первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной форме при обострении хронических заболеваний или внезапных острых состояниях и заболеваниях оказывается детям в медпункте лагеря. Штатные нормативы и стандарты оснащения медпунктов организаций отдыха и оздоровления детей установлены п. 8-18 Порядка.

В дневным пребыванием, организованных образовательными организациями, первичная медико-санитарная помощь оказывается в порядке, определенном Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н.

При планировании инклюзивной смены должно соблюдаться обеспечение транспортной доступности ближайших медицинских организаций.

Обеспечение условий доступности в организациях отдыха и оздоровления детей.

Детские лагеря с дневным или круглосуточным пребыванием, организованные на базе образовательных организаций, принимая детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, должны руководствоваться порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309).

Условия доступности должны обеспечиваться:

  • вход в объекты и выход из них (ширина входной группы, наличие пандуса или подъемного устройства, специальных ограждений, тактильных направляющих, информационных табло – для лиц с нарушениями зрения и слуха соответственно);
  • возможность посадки в транспортное средство и высадки из него в непосредственной близости от входа в организацию;
  • содействие ребенку при входе в лагерь и выходе из него, информирование о доступных ему маршрутах передвижения по лагерю – самостоятельного или с сопровождением, организация такого сопровождения;
  • дублирование необходимой информации в форматах, доступных детям с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности;
  • наличие в лагере сурдопереводчика, тифлопереводчика – отмечается, что такие специалисты должны быть в штате, если их услуги являются востребованными, в остальных случаях они привлекаются при необходимости на основании договора с организациями системы социальной защиты или обществами глухих;
  • предоставление услуг тьютора – штатного или привлекаемого по договору с организацией или фондом, предоставляющим услуги по сопровождению детей с инвалидностью, – при наличии соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) либо индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида;
  • наличие в одном из помещений для проведения массовых мероприятий индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
  • предоставление учебников, пособий, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

В паспорте доступности, помимо характеристик организации и оценки уровня доступности ее самой и предоставляемых услуг для детей с инвалидностью, указываются имеющиеся недостатки в обеспечении такой доступности и планы по их устранению.

Основные этапы проведения инклюзивных смен.

До приема ребенка в лагерь рекомендуется направить комплект документов, которые помогут родителям и педагогам подготовить его к смене, в том числе информацию о том, какие занятия и кружки сможет посещать ребенок, какова инфраструктура лагеря (предоставляются фото и видео). С родителями заранее обсуждаются потребности, интересы и возможности ребенка.

Предварительная подготовка нужна и детям, которым предстоит взаимодействовать с детьми с инвалидностью и детьми с ОВЗ, – для формирования навыков общения, бережного обращения с ними.

Проводить инклюзивные смены рекомендуется при участии общественных объединений инвалидов и других организаций, которые оказывают методическую, организационную поддержку и сопровождение инклюзивных программ.

Программы для таких смен должны быть ориентированы на получение детьми нового социального опыта, расширение круга общения, овладение необходимыми бытовыми навыками и социальными нормами поведения.

Для достаточно социализированных и самостоятельных детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, которым не нужна постоянная помощь в быту, организуется проживание в отряде с нормально развивающимися сверстниками. Рекомендуемая численность отряда – не более 15 человек, 1-3 ребенка из которых – с инвалидностью или ОВЗ.

Мероприятия смен, в том числе занятия физкультурой для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, должны проводиться в соответствии с рекомендациями медицинских работников. Также необходимо предусмотреть в лагере места для эмоциональной разгрузки детей.

Непосредственно смену предлагается делить на три этапа.

  1. Организационный (длительность – 5-7 дней в зависимости от уровня социализации ребенка). Он предполагает знакомство ребенка с пространством лагеря, непривычными бытовыми условиями, правилами взаимодействия и совместного проживания с другими детьми.
  2. Основной. В этот период должно быть обеспечено полноценное участие детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в досугово-образовательной деятельности вместе с остальными сверстниками. Приобретение навыков коммуникации, эмоциональное развитие – среди важнейших задач, которые должны решаться при проведении таких смен. По возможности рекомендуется организовывать выездные экскурсии, встречи со взрослыми людьми с ОВЗ, которые “помогут детям-инвалидам и детям с ОВЗ понять, что они могут многого добиться в жизни, несмотря на свои недуги, а здоровые дети смогут почувствовать, что от их поддержки и внимания зависят будущие успехи их новых друзей”.
  3. Итоговый. На данном этапе осуществляется анализ результатов участия ребенка с инвалидностью или с ОВЗ в смене, определяется ценность полученного опыта. Также проводятся стандартные мероприятия, завершающие смену: церемония закрытия, прощальный “огонек” и т. д.

Кадровое сопровождение инклюзивных смен.

Участвуют в проведении инклюзивных смен вожатые, педагогические работники: воспитатели, тьюторы, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, медицинские работники, которые смогут оказать детям своевременную помощь с учетом особенностей их здоровья, административный, технический, сервисный персонал.

Кроме того, к организации инклюзивных смен рекомендуется привлекать педагогов-психологов, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, специалистов в области коррекционной педагогики.

Должна быть важность не только профессиональной компетентности работников лагеря, включающей знание технологий сопровождения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, но и развития у них таких характеристик, как принятие принципов инклюзии, позитивное отношение к таким детям, готовность работать с ними и взаимодействовать с их родителями, интеллектуальная и поведенческая гибкость.

Всем педагогическим работникам и вожатым, участвующим в проведении смены, рекомендуется пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, чтобы изучить психофизиологические особенности детей-инвалидов и детей с ОВЗ, специфику восприятия ими учебной информации, социально-активные и рефлексивные методы обучения, научиться применять специальные средства обучения с учетом разных нозологий.

Важную роль при проведении инклюзивных смен играют психологи, которые оказывают поддержку как детям – в процессе адаптации к условиям жизни в лагере, выстраивания взаимодействия между всеми детьми, так и взрослым: вожатым и руководству детского лагеря – в поиске корректного выхода из возможных ситуаций, профилактике эмоционального и профессионального выгорания.

На протяжении всей смены педагоги и другие специалисты должны отслеживать результаты деятельности, которые покажут качество реализации программы смены. К главным результатам для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью отнесены приобретение нового социального опыта, осознание своих возможностей, расширение навыков коммуникации, готовность принять участие в инклюзивной смене еще раз.

Реализация инклюзивного отдыха детей инвалидов и детей с ОВЗ

В настоящее время уже проводятся некоторыми детскими лагерями инклюзивные смены:

  • в программе развития до 2025 года Международного детского центра “Артек” закреплена необходимость создания инновационной инфраструктуры с целью увеличить места для отдыха и образования, включая дополнительное, любых детей, в том числе детей с ОВЗ (Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 1412-р);
  • во Всероссийском детском центре “Смена” к 2025 году предполагается полностью сформировать доступную среду для детей с особыми потребностями: и в части инфраструктуры, и подбора необходимого медицинского и педагогического персонала;
  • во Всероссийском детском центре “Орлёнок” запланированы реконструкция и капитальный ремонт существующих объектов, строительство новых – с целью увеличить количество мест для отдыха и образования детей – участников реализуемых центром программ, в том числе детей с ОВЗ. Существующая инфраструктура, как отмечается в программе развития центра на 2021-2025 годы, не позволяет обеспечить полноценную доступность условий в лагере для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, в связи с чем доля таких детей составляет всего 0,6% от общего количества детей, принятых за год;
  • в программу развития Всероссийского детского центра “Океан” до 2025 года включены задача по формированию и применению инновационной модели сопровождения индивидуального, личностно ориентированного развития детей, в том числе детей с ОВЗ, мероприятия по совершенствованию программ для обучения лиц с ОВЗ, завершение строительства жилого дома для сотрудников, в том числе для специалистов по обслуживанию таких детей.

Квотирование

В Федеральном Законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятом в первом чтении 18.04.2023г., Государственной Думой Российской Федерации, предусматривается, что регион вправе самостоятельно определить, как будут распределена эта квота между организациями с учетом наличия оборудования и условий для таких детей.

Однако при последующих согласованиях данного законодательного акта, предлагается дополнительно обсудить минимальный размер квоты, а именно. обеспечить качественный отдых в 10% от общего числа мест во всех организациях отдыха и оздоровления уже в 2024 году.

По информации Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, во многих регионах более половины лагерей оборудованы для детей с ОВЗ, в некоторых доля таких организаций доходит даже до 90%.

Однако, по мнению Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, довольно остро стоит кадровый вопрос: сформировать постоянный штат со всеми необходимыми педагогами и врачами (логопедами, дефектологами, психиатрами, эндокринологами и т. д.) или хотя бы обеспечить наличие таких врачей на расстоянии доступа скорой помощи сложно, а такой вариант, как привлечение врачей узких специальностей для проведения “целевых” инклюзивных смен – для детей с конкретными заболеваниями, предполагает “оголение” тех поликлинических участков, где они работают.

В таких условиях более оптимальным решением, по мнению экспертов, является не закрепление одинаковой квоты для всех регионов, а предоставление им права – хотя бы во время какого-то переходного периода после вступления в силу предполагаемых изменений – самостоятельно ее определять, исходя из количества лагерей в регионе, уже существующих в них условий, численности детей, нуждающихся в инклюзивном отдыхе, и кадрового потенциала.

 «Я бы предложила не просто установить квоту, а разработать в каждом регионе план по поэтапному ежегодному заполнению этой квоты, который должен включать модернизацию лагерной инфраструктуры, обучение персонала, транспортное обслуживание и другие меры»отметила Диана Гурцкая – Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по доступной среде и развитию инклюзивных практик.

Также требуется уточнить порядок распространения такой квоты на разные организации отдыха и оздоровления детей.

«В частности, на частные лагеря. Тут встает вопрос о том, что мы вмешиваемся в предпринимательскую деятельность, определяя, кто может в них заезжать. Нужно как-то более детально этот вопрос рассмотреть, поскольку пока у нас таких полномочий нет. Также необходимо разобраться, : как включать в квоту федеральные лагеря, находящиеся на территории нашего региона, – распределением бюджетных средств, выделением мест в них мы руководить не можем»отметила заместитель министра образования и науки Республики Крым Оксана Красникова.

ARaev

Источник

Комментарии закрыты.