На семинаре в Мончегорске обсуждают проблемы детей-аутистов.

На базе мончегорского детсада №5 встретились участники трехдневного семинара по обучению методу DIR Floortime — психологи, логопеды, дефектологи и родители. Им представили распространенную систему помощи детям с расстройствами аутистического спектра, разработанную профессором Стенли Гринспеном в 1979 году.

Окрыляющие знания

Интернет пестрит видеороликами со сценами, снятыми в магазинах или на улицах, где дети кричат, не слушаются родителей, а родители даже не предпринимают попыток успокоить. Всегда ли увиденное мы трактуем верно? Возможно, горе-оператором снят ребенок, который из-за своих особенностей по-другому просто не может, и измученная обстоятельствами мать.

На помощь детям с различными сложностями в поведении и особыми образовательными потребностями нацелен проект мончегорского детского сада №5 «Пространство детства». Он воплощается в жизнь с помощью компании «Норникель» — авторы в числе победителей конкурса «Мир новых возможностей». Проект рассчитан не только на детей с ограниченными возможностями, но и на детей с трудностями в поведении: гиперактивных, агрессивных, тревожных… Один из ключевых элементов проекта — обучение специалистов и родителей.

О различных подходах к таким детям и как эти технологии ввести в свою практику, родителям и педагогам рассказал Роман Сафронов — ассистент кафедры эрготерапии социальной реабилитации Санкт-Петербургского медико-социального института — в ходе трехдневного семинара по обучению методу DIR Floortime.

— В нашем саду три года назад появилась группа, куда ходят дети с задержкой психического развития. В рамках проекта «Пространство детства» с ними проводятся коррекционно-развивающие занятия. Мы сталкиваемся с тем, что количество таких детей растет, но средств и технологий работы с ними у нас ограниченное количество. А хотелось бы использовать современные здоровьесберегающие технологии и оказывать более раннюю коррекционную помощь и поддержку, — рассказала педагог-психолог детского сада №5 Мария Черновал.

По ее словам, даже трехлетний опыт работы с детьми с трудностями в поведении, ей и ее коллегам не давал уверенности, что проблема видится целиком.

— Роман Сафронов — практик, много лет работает непосредственно с детьми аутистического спектра, с задержкой психического развития, детьми, испытывающим сложности в коммуникации с миром. Его семинар — трехдневный. Но уже первый день окрылил! Подарил ощущение, что взгляд на проблему в несколько раз расширился. Сейчас некоторые вещи трактуешь иначе, нежели раньше, — поделилась она.

Не ставьте ярлык!

Как отметил Роман Сафронов, количество детей с диагнозом аутизм объективно увеличивается, и пока еще нет системы работы с ними. Однако через обучение можно помочь и ребенку, и родителям, и педагогам.

— Мы опираемся на то, чтобы обучить такого ребенка жить в обществе, — сказал он. — Есть ряд подходов, систем и методов, которые показали свою эффективность в обучении. Это так называемый прикладной поведенческий анализ и методы, основанные на отношениях. Я приехал, чтобы рассказать, как ввести некоторые подходы в свою практику и ознакомить родителей и специалистов с тем, что такие подходы есть и что они работают.

Эксперт объяснил: ребенка с аутизмом нужно попытаться понять, поскольку тот находится в несколько другой ситуации, и один из важнейших моментов — увидеть мир его глазами.

— Для этого надо читать об особенностях такого ребенка. Сейчас много литературы, переведенной на русский язык, написанной взрослыми людьми с диагнозом аутизм. Например, о своем опыте в книге «Отворяя двери надежды» писала Темпл Грандин. Прочитав эту работу, можно понять, как чувствует мир ребенок с аутизмом, как ему важна поддержка родителей, — рассказал Роман Сафронов. — Часто ему, пребывающему в том сложном ощущении, трудно общаться так, как мы делаем ежедневно. Он может быть перевозбужденным и агрессивным не потому, что хочет вам навредить. Он ведет себя так, защищаясь от этого мира. Важно не осуждать родителей, когда, например, в торговом центре видите ребенка, который кричит и плачет. Возможно, у него есть перечисленные трудности. Не ставьте ярлык, что у него плохое поведение. Он видит и чувствует мир не так, как мы. Не всегда виноваты родители. Иногда ситуация так сложилась, что из-за индивидуальных особенностей ребенок по-другому не может. На своем семинаре я хочу дать рекомендации, как его понять и как помочь ему адаптироваться.

Его приезд — большой подарок

Одна из участниц семинара — учитель-дефектолог мончегорского детского сада №28 Светлана Тарновская — регулярно отслеживает новшества в сфере своей деятельности. Ее основная работа — помочь ребенку с ЗПР (задержка психического развития) постараться развить внимание, логическое мышление, память.

— Мы — логопеды, психологи и дефектологи — готовим детей к школе каждый в своей области. Семинар Романа Сафронова очень интересен всем. На данный момент в Мончегорске работают три группы для дошкольников с ЗПР. Я общаюсь с коллегами, знаю, что с каждым годом детки приходят все сложнее. В связи с этим подобные конференции нам сильно помогают, — подчеркнула она. — Лектор живо, эмоционально подает информацию, его приятно слушать. И я уже немножко по-другому начинаю рассматривать своих воспитанников. У меня есть такие — с аутизмом. Кроме того, немаловажен такой момент: все, что Роман дал, можно и со здоровыми детками использовать. Его приезд — большой подарок для нас. Благодарим компанию «Норникель» за этот. Для нашей работы этот семинар очень важен.

Материал подготовлен Kn51, автор Лана Калинина.

Фото Артема Сенченкова
Источник: https://www.tv21.ru/news/2021/02/19/na-seminare-v-monchegorske-obsuzhdayut-problemy-detey-autistov


Источник: https://www.tv21.ru/news/2021/02/19/na-seminare-v-monchegorske-obsuzhdayut-problemy-detey-autistov

Facebooktwittergoogle_plusredditpinterestlinkedinmailby feather
Facebooktwittergoogle_pluslinkedinrssyoutubeby feather

Комментарии закрыты.