В Новоалтайске уже 60 лет работает школа, где «слышат сердцем».

«Россия 1»

В Алтайском крае идёт декада инвалидов: в городах и районах стараются уделить больше внимания людям с ограниченными возможностями здоровья.

«Вести Алтай» отправились в Новоалтайск, в школу-интернат для детей с нарушением слуха. Назвать её воспитанников инвалидами будет грубо – ведь ребята умеют делать то, что под силу не всякому здоровому человеку: поют, танцуют, создают мультфильмы и учатся говорить.

Одиннадцатый класс. Урок русского языка. Для Марии – это словно урок иностранного. Её «родной язык» – русский жестовый. В будущем она хочет стать учителем физкультуры. Пример перед глазами. Физкультуру здесь преподает Анастасия – она слабослышащая, выпускница Озёрской школы-интерната. Три года назад устроилась сюда педагогом. Кроме уроков, занимается с детьми лыжами и катанием на коньках.

Анастасия – не единственный слабослышащий педагог в Новоалтайской школе.

Это – кружок рисования. Девушка, которая ведёт курс, не слышит совсем. Когда ребёнку нужна помощь, то он или машет рукой, или топает по полу, чтобы создать вибрацию.

В кабинетах математики, русского, истории педагоги слышащие. Но секрет в деталях. Всё внимание на руки. От класса к классу движения рук, кстати, будут меняться. Смотрите, вот «Разговор о важном» у второклашек. Эти ребятишки только осваивают дактиль – побуквенное отображение слов.

Всё, что говорит педагог, – он дублирует руками. В классе вместе учатся дети, которые слабо, но слышат и те, кто не слышит совсем. Это заметно, достаточно приглядеться. Например, слабослышащие девушки сидят на задних партах. И вот ещё пример – скорость движения рук у слабослышащих и полностью глухих – разная. На уроке истории есть две важных детали. Первая – тут непривычно «громко».

Дети повторяют за девушкой на экране. Женя заметно выделяется. Для неё жестовый – тоже родной язык. Она семиклассница. Её родители живут в 360 километрах от Барнаула в небольшом селе в Хабарском районе. Женя бывает там только на каникулах. Всё остальное время живёт в интернате, куда её отдали сюда совсем маленькой.

Новоалтайская школа-интернат 30 лет назад располагалась в целом комплексе зданий со своим, отдельным, корпусом-спальней. Тогда здесь учились 500 детей. Сейчас 67. Школа переехала в бывший детский сад. Так что, спальни в этом же здании. Двухъярусные кровати, шкафчики, тумбочки. Когда занятия заканчиваются, и педагоги уходят домой, за детьми присматривают воспитатели. Если школьнику нужно, например, в магазин – с ним идёт сопровождающий. Чтобы скрасить дни, Женя, например, танцует. И ещё занимается спортом. Повторим, Женя не слышит совсем. Но… танцует. И она не единственная.

Например, вот школьный праздник, посвящённый безопасности дорожного движения. Дети чувствуют вибрации и ритм. И танцуют. Движения несложные. Но справедливости ради, стоит сказать, что эти ребята – начинающие. А ещё здесь поют. Это жестовое пение. Полноценное направление в искусстве.

А ещё здесь рисуют мультики. Озвучивают их слабослышащие воспитанники интерната.

У каждого ребёнка здесь есть индивидуальные занятия с дефектологом. Существует множество методов, которые позволяют «механически» научить говорить человека, который не слышит. Сегодня педагог занимается с Ростиславом. Иногда он уезжает в Москву – на «настройку». Ему в детстве установили кохлеарный имплантат. Это такой слуховой аппарат. Он воздействует непосредственно на слуховой нерв. Но этим протезом нужно уметь пользоваться. Преподаватель закрывает рот экраном и произносит фразу. Задача – расслышать и найти такой же текст уже на бумажке.

Всё зависит во многом от ребёнка и родителей, говорит педагог. При должном упорстве речь не будет отличаться от нашей с вами.

Занятия с дефектологом – единственное отличие Новоалтайской школы от массовых (здесь так называют общеобразовательные). В остальном, всё как на обычной перемене. Дети объясняют друг другу жесты, бегают, играют. Уровень-то разный. Он зависит как правило от того, вырос ребёнок в слышащей семье или нет.

Новоалтайская школа сильно напоминает районную школу с небольшим количеством учеников. Все друг друга знают в лицо, хорошо знают родителей. Одиннадцатиклассники абсолютно спокойно общаются с семиклашками. И проблемы здесь такие же. Нехватка молодых педагогов. Почти все здесь работают не один десяток лет. В этом году на пенсию ушла учительница, которой было 72 года. Но как-то справляются, уверяет директор.

В следующем году школа отмечает 60-летний юбилей. Это большой праздник, уверяют ученики. Они особенно ждут встречи с выпускниками. Придёт больше 500 человек – для школьников они яркий пример того, что можно добиться успеха в профессии, построить семью и открыть для себя целый мир.

Игорь Рославцев

Источник

Комментарии закрыты.