В Москве развивают методику сопровождаемого проживания для людей с ментальными особенностями.

Несколько лет назад педагоги столичного Центра семейного воспитания «Вера. Надежда. Любовь» описали авторскую методику учебного сопровождаемого проживания для детей с ментальными особенностями. В партнерстве с некоммерческими организациями и благотворителями практика реализовалась в проекте «АдаптСтудия».

В прошлом году проект победил в Конкурсе лучших региональных и муниципальных практик, организованном Агентством стратегических инициатив. Сегодня авторы проекта значительно дополнили методику новыми средствами, форматами среды окружения, способами оценки достижений своих подопечных. В будущем методика ляжет в основу работы сопровождаемого тренировочного общежития для людей с ментальными особенностями.

«АдаптСтудия» работает в прежнем режиме тренировочной квартиры и сейчас на базе ЦССВ. По мнению авторов методики Ольги Заводилкиной и Елизаветы Романовой, ее появлению способствовали несколько причин.

В фокусе — коммуникация

Базой для работы стала тренировочная квартира — комнаты, оборудованные под спальни, гостиную, ванную, кухню и прихожую. Так создается комфортная среда, где обстановка приближена к домашней и дает возможность индивидуальной работы с подростками. В таких условиях они проживают по 2-3 человека вместе с воспитателем.

«Подросткам важно личное внимание. Когда его не хватает, они найдут способ его потребовать, начинают шуметь, капризничать. В ответ получают повышенное внимание со стороны значимых взрослых. Многие наши воспитанники не владеют речью, иных средств заявить о своей потребности у них вовсе не остается. Поэтому мы создаем ситуацию, когда подросток получал бы максимальное поощрение за то, что он делает правильно и хорошо. Мы нашли способ слышать их», — рассказывает Елизавета.

Коммуникация — центральная часть методики. В прихожей или гостиной тренировочной квартиры размещается коммуникативная доска, на которой расположены карточки действий. Для каждого проживающего разрабатывается доступная для него система визуальных «помощников» и программа обучения по их использованию. Одна карточка обозначает одно действие. С их помощью они планируют свой день. По сути, доска — это визуальное расписание дня. Карточки объединены в тематические каталоги. Их изучают все воспитанники, ведь это — универсальное средство общения для обитателей квартиры. Авторы методики постоянно развивают язык общения и дополняют каталоги. Сначала ребята изучают фотографии предметов, потом их рисунок, после — пиктограмму того же предмета.

Карточки стали базой цифрового помощника — коммуникативного компьютерного тренажера «ЭМО». В этом тренажере один из ребят предлагает общее занятие, находя нужную картинку и отправляя ее адресатам. Те, кому она направлена, могут согласиться или отправить «нет». Одна отправленная картинка скрывает за собой много дел. Чтобы пойти в кино, нужно вместе выбрать киносеанс, обсудить маршрут, покупку билетов и другие шаги.

Карточки, жесты, мимика воспитателя, его эмоции — неотъемлемая часть методики сопровождаемого проживания. Это альтернативный язык общения, на котором подростков с особенностями развития обучают быть максимально самостоятельными.

Мой выбор — моя ответственность

Здесь все учатся готовить еду, пользоваться утюгом, застилать кровати и так далее. Над всеми навыками работают вместе с педагогами. У коммуникативной доски подростки планируют общие дела, например покупку продуктов.

Каждый сам определяет себе занятие, находит нужную карточку и размещает ее напротив своей фотографии. Карточки помогают решать другую важную задачу — учить проявлять инициативу и закреплять свой выбор. Перед заселением подростки через карточки сами определяют правила проживания. К примеру, здесь можно учиться, выбирать, оценивать, а плеваться и кусаться нельзя.

«Человека с ментальными особенностями нельзя заставлять что-либо сделать. Он должен научиться понимать, что его мнение ценят. Визуальные помощники нужны для неговорящих воспитанников. С их помощью они выражают свои желания и фиксируют свой выбор. У молодого человека должна быть уверенность, что он влияет на свою жизнь. Визуальное расписание помогает напомнить: ты будешь делать так, как сам выбрал. Так мы воспитываем связь „выбор-ответственность“», — поясняет Ольга Заводилкина.

Педагоги нарочно избегают инструкций в общении с подростками. Если необходимые действия не выполняются, задаются вопросы со скрытыми подсказками: «Ты ничего не забыл?». За временем тоже помогают следить самостоятельно. Косвенно воспитатель может подсказать — посмотреть на часы или даже взять за руку и подвести к расписанию.

Стоит отметить, что необязательно планировать каждый свой шаг. В графическом расписании среди бытовых дел, занятий в школе или колледже есть пустые окошки. Когда подходит время, они сами открывают «каталог досуга» и выбирают занятие под свое настроение.

Осознанная деятельность

Ежедневно оцениваются текущие дела. Воспитатель отмечает основные бытовые моменты, в которых самостоятельности становится больше. Три раза в год проводится подробный мониторинг умений.

Оценкой своих достижений занимаются и сами подростки. Их постоянно вовлекают в осознанную жизнь. Для этого сложного психологического процесса придуман простой способ: через красные, желтые, зеленые смайлики. Каждый из них оценивает свой результат конкретного бытового дела и всего прожитого дня в целом. Это обязательный ритуал во время проживания в тренировочной квартире.

Личное пространство

Домашние условия проживания помогают сформировать у проживающих в квартире навыки заботы о себе, умение обращаться с бытовыми приборами, планировать свое время. Ведение домашнего хозяйства вырабатывает базовую повседневную активность.

Каждый подросток пользуется своими ключами от квартиры, его пространство обязательно наполняют важные предметы, фотографии. Все это помогает молодым людям осознать свои личные границы. Уникальность личности подчеркивается также через оценку. После выполнения любого бытового дела подростки отмечают карточку действия маркером «сам» или «с помощью».

Каждый подросток должен получить свой уникальный опыт проживания. Именно в недостатке такого опыта авторы методики видят проблему и риск ухудшения качества жизни молодого человека при выходе из детского учреждения. По сути, все задачи, которые ставятся перед подростками в учебной тренировочной квартире, а потом и в сопровождаемом тренировочном общежитии, сводятся к овладению жизненно необходимыми навыками, которые помогут им в дальнейшем жизнеустройстве.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Комментарии закрыты.