Тульская область: В Донском уже 3 года работает центр реабилитации инвалидов.

Ребенок с ограниченными возможностями может быть так же талантлив и одарен, как и любой другой его сверстник, который не имеет проблем со здоровьем. Но обнаружить такой скрытый потенциал, развить его, мешает неравенство возможностей.

Профильные специалисты считают, что несовершеннолетний с ОВЗ не является пассивным объектом социальной помощи, это развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Обеспечению такого подхода к развитию личности данной категории детей способствует деятельность Тульского областного центра реабилитации инвалидов в Донском, который был открыт в нашем городе в 2020 году.

На пути к общению

Основным направлением деятельности центра, по словам его руководителя Галины Ермиловой, является специализированная помощь детям разного возраста по достижению ими максимально возможного уровня развития, расширения спектра умений и активизации участия в жизни общества.

– В нашем центре проходят реабилитацию дети с различными нарушениями. Объединяющей характеристикой является наличие у ребятишек специфических нарушений речи, – рассказывает Галина Ермилова. – Они обусловлены недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах развития. Эту проблему мы решаем с помощью логопедов, деятельность которых ориентирована на оказание комплекса услуг, направленных на формирование предпосылок речи и ее коррекцию. Отсюда вытекает наша главная задача – повышение коммуникативных навыков подопечных.

Ни для кого не секрет, что общение – это одна из ключевых социальных потребностей и реализуется она через освоение средств коммуникации, которые могут быть разнообразными – эмоциональные, жестовые, предметные и речевые.

– Еще одна важная составляющая нашей работы – развитие у ребенка способности к пониманию речи. И когда описанные выше задачи выполнены, то включаются другие: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование навыков связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте, – отмечает логопед центра Ольга Синицына.

Безусловно, что для любого ребенка очень важно быть услышанным и понятым. Логопед не просто помогает детям самореализовываться, но и стать самим собой, научиться общаться в социуме. Ведь детей, которые не хотят говорить – нет, а есть те, которые испытывают в этом трудности. Вот поэтому работа логопеда, по словам Ольги, так значима и важна.

Секреты профессии

Моя собеседница рассказала, что на занятиях с детьми используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную логопедическую коррекционную деятельность не только познавательной, а также увлекательной, разнообразной и интересной.

– Для повышения эффективности логопедических занятий применяются здоровьесберегающие и нетрадиционные технологии: мнемотехника, массаж по биологически активным точкам, самомассаж пальцев и кистей рук грецкими орехами, шестигранными карандашами, разноцветными прищепками, массажными щетками и мячами, элементы Су-Джок терапии, – делится специалист. – В современном мире ребенка уже невозможно представить без компьютера. И поэтому мультимедийное оборудование все чаще используется на логопедических занятиях и помогает детям познавать мир. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей.

Не будет лишним заметить, что даже в нашем современном обществе дети с ОВЗ зачастую имеют крайне узкий круг общения, а в некоторых случаях совсем не имеют возможности общаться с другими ребятишками и взрослыми. В этом и заключается главная сложность работы логопеда.

Ребенок, которому недоступны многие культурные ценности, у которого нарушена связь с миром, недостаточно общения с природой и людьми, напоминает чистый лист бумаги, заполнять который нужно долго, кропотливо, возвращаясь снова и снова к пройденным темам и заданиям. 

– Использование инноваций, современных технологий и индивидуального подхода позволяют специалистам нашего центра достигать необходимых результатов, – продолжает разговор Галина Ермилова. – Логопедическая работа с детьми с множественными, двигательными, сенсорными и соматическими нарушениями является одним из главных направлений комплекса услуг. А главная ее цель – формирование навыков коммуникации, благодаря которой происходит включение детей в общественную жизнь, налаживается их контакт со сверстниками и с внешним миром. Дети с ОВЗ становятся не просто частью социума, а активными его членами. И этому уже есть наглядные подтверждения. Наши ребятишки выступают на праздниках, декламируют стихи, поют песенки, свободно общаются друг с другом, педагогами и родителями.

Реальная помощь

Ольга Синицына отметила, что для прохождения реабилитации в центр поступают дети и подростки с ОВЗ в возрасте от 4 до 18 лет. Главной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом. Основной формой работы с детьми и подростками является индивидуальные коррекционные занятия, которые в зависимости от возраста ребенка и его состояния здоровья длятся от 20 до 40 минут. Благодаря этому создаются условия для адаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

– Системный и комплексный подход в логопедической деятельности обеспечивает успешность процесса реабилитации. По итогам коррекционной работы отмечается положительная динамика сформированности речевой системы у детей. Это позволяет говорить об эффективности разработанных индивидуальных образовательных маршрутах, о правильном подборе методов и приемов. Успешно сформированные в процессе логопедической работы речевые умения и навыки помогают детям с ОВЗ наладить коммуникацию и успешно социализироваться в обществе, – подчеркивает Ольга Синицына.

Не стоит забывать, что работа специалистов центра реабилитации тесно взаимосвязана с семьей ребенка, поддержкой и просвещением родителей. Здесь считают, что только совместными усилиями возможно помочь детям-инвалидам полноценно развиваться, обучаться и социализироваться в обществе.

В уютном, современном, всесторонне оснащенном центре, который без преувеличения стал для многих подопечных вторым домом, каждого принимают с заботой и любовью, оказывают профессиональную психологическую и педагогическую помощь, проводят занятия, беседы, консультации, тематические праздники.

– Главное, необходимо помнить о том, в руках педагога самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и жизненные перспективы, – подчеркнула в завершение беседы Галина Ермилова.

Подготовила Юлия Хатеева

Фото предоставлено Тульским областным центром реабилитации инвалидов Донского.

Источник

Комментарии закрыты.