В Стерлитамаке действует ресурсный класс для детей с аутизмом.

На первом этаже 24-й школы есть необычный кабинет. Просторный, апельсиново-яркий, с современным оборудованием, играми, балансировочными досками и креслами-подушками. Вот красивая, кареглазая девочка пишет буквы. У нее получается. Серьезный мальчик в строгой светлой рубашке сортирует карточки с предметами. Его одноклассник рисует фигурки в стиле граффити. Необычно, пожалуй, лишь то, что рядом с каждым ребенком — взрослый. И концентрация добрых слов, обращенных к детям, повышена. Но вот светловолосый паренек тревожится, вскрикивает — его усаживают в кресло-подушку, берут за руку, успокаивают. Тонкая связь ребенка с реальностью восстановлена. Занятие продолжается.

Это ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра. Пять мальчиков и девочка под руководством наставников учатся понимать наш странный, шумный, удивительный мир. И даже самих себя.

О проекте

Ресурсный класс для детей с аутизмом — первый на юге Башкирии и второй в республике. Шесть юных стерлитамаковцев обучаются здесь по особым адаптированным программам прикладного анализа поведения (АВА). За каждым ребенком закреплен тьютор. Кабинет поделен на зоны — для групповых занятий, для индивидуальных занятий, для сенсорной разгрузки.

Уникальный для юга республики проект удается осуществить за счет средств гранта президента РФ. Грант выиграла организация родителей детей-инвалидов РОО «Дети — наше счастье». Дети с особыми потребностями смогут социализироваться благодаря своим мамам и тьюторам, их энтузиазму, настойчивости и вере в детей.

Как жить в непредсказуемости

Егор любит воду — падающую с небес, бурлящую в ручьях, послушную в кувшине. Дима много рисует. Соня талантливо танцует и отлично понимает окружающих. Даниэль с вдохновением лепит из пластилина. Миша разговаривает. Искандер — опытный пловец. То, что медики называют сенсорной интеграцией, может стать для этих необычных ребят призванием. Обнаружить его и помочь в будущем воплотить — задача родителей и тьюторов.

Анжелика Цветкова — выпускница БГПУ имени М. Акмуллы, дефектолог, специалист по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей школьного и дошкольного возраста. Анжелика — удача для города на Стерле: проработав два года в ресурсном классе в Уфе, она переехала в Стерлитамак и стала учителем-дефектологом.

Пока дети в другом зале занимаются ЛФК, Анжелика проводит для нас с фотокором мини-экскурсию по ресурсной зоне. Жетоны-смайлики, калейдоскоп, мыльные пузыри, картинки и карточки — незатейливые на взгляд обычного человека предметы имеют для ребят особое значение. Любой учебный материал тьюторы адаптируют для них. Терпеливо и настойчиво ребят учат различать часть и целое, сортировать предметы по цветам и многому другому. Но это детали. Главное, чему в итоге тьюторы должны научить своих необычных воспитанников, — принять непредсказуемость мира и научиться с этим жить — спокойно и счастливо.

— У детей с аутизмом нарушены все каналы восприятия, — объясняет Анжелика. — Говорить такому ребенку: «Вася, давай скорее заниматься» бесполезно. Но существует визуальное расписание: сначала ребенок видит карточку с красками (рисование), потом карточку с конфетами (поощрение), это помогает организовать процесс обучения без ненужного для этих ребят словесного потока. Ребенок сидит и кричит — это неправильно. Визуальное расписание подскажет ему, что сейчас время соблюдать тишину.

Обучать ребят с аутизмом Анжелике помогает метод прикладного анализа поведения — эта научная дисциплина позволяет нежелательное поведение переводить в социально приемлемое:

— Мы исходим из того, что ребенок должен адаптироваться в обществе. Ядро личности сохраняется, поведение корректируется. Существует пять позиций, из которых можно найти мотивационный стимул для ребенка: предметная деятельность (игрушки: машинки, мячики, шарики и другое), сенсорика (пуфики, массаж), активная деятельность (побегать, попрыгать), пищевое поощрение (мармелад, шоколад, соленые огурцы — то, что ребенок любит), социальная похвала (искреннее: «Ты молодец!», «Ты отлично занимаешься!»). Если взрослые заинтересованы в работе, в частности, потому что им платят зарплату, то мы мотивируем ребят специальными жетонами — выдаем их за выполненное задание. Благодаря этим бонусам ребенок чувствует себя успешным. Закрепляется его самостоятельная реакция, закрепляется вся цепочка поведения. Кроме того, мы формируем новые реакции, чтобы перенести успешность ребенка в общество, чтобы он мог социализироваться.

О том, зачем повышать планку

Когда-то руководитель проекта Светлана Котлярова была далека от педагогики — работала специалистом отдела кадров. Теперь она, мама особенного ребенка, отлично разбирается в педагогике, психологии и медицине:

— Мы приехали в Стерлитамак из Ямало-Ненецкого автономного округа: Егору не подходил северный климат. У моего ребенка аутизм в классическом, тяжелом виде: в 9 лет он не разговаривает. Я с удивлением обнаружила, что в достаточно большом городе детей с аутизмом сначала невозможно определить в садик (в специализированном 93-м недостаточно мест), а потом их ждет только коррекционная 25-я школа. Я решила, что ситуацию нужно срочно менять и стала писать в Уфу и Москву. На круглых столах, посвященных детям с особенностями развития, я познакомилась с активными мамами и узнала о том, что они хотят организовать ресурсный класс.

— Почему вы ставите перед детьми с ментальными нарушениями высокую планку?

— Мы считаем, что нет необучаемых людей и детей и хотим сделать все возможное, чтобы дети с аутизмом реализовали свой потенциал. Я пока не могу определить, в чем силен мой ребенок: мы пробовали плавать, рисовать, он достаточно успешно пытается играть на синтезаторе двумя руками. В плане медицины мы с Егором перепробовали все: препараты, рефлексотерапию, биоакустическую коррекцию головного мозга — речи у парня так и нет. Но больше всего меня беспокоит его психоэмоциональное состояние: я хочу, чтобы он был счастлив и здоров, чтобы он мог общаться со сверстниками, быть принятым в их среде, чтобы не нуждался в постоянной помощи, был самостоятельным.

— Поэтому вы выбрали инклюзию?

— Да, очень хочется воспитать толерантность у обычных ребят, чтобы не травили таких детей, как Егор, не крутили пальцем у виска, не пугались «птичьей» речи. Аутизм — это не опасно и не заразно. Если бы социум был добрее, наша родительская проблема не была бы такой глобальной. А сейчас мало того, что родители столкнулись с бедой — инвалидностью детей, так еще и тяжело, оказывается, внедрить обещанную государством инклюзию.

— Расскажите, как вам все-таки удалось это сделать.

— Мы не изобретали велосипед — взяли образовательную модель, которая предусмотрена законом об образовании и реализуется в больших городах. Нас приняла 24-я школа, в июне мы выиграли грант президента РФ. Нашли тьюторов, начали их обучать. Ездили в Уфу, изучали опыт инклюзии. Закупили мебель, оргтехнику и раздаточные материалы. А 1 сентября наши дети пошли в школу. Пришлось потрудиться: мы долго втолковывали финансовому управлению на республиканском уровне, что на каждого ребенка нужен тьютор. Нам очень помог городской отдел образования, особенно главный инспектор по учебной работе Светлана Седова. Услуги тьюторов, дефектолога и психолога будет оплачивать государство.

— Как чувствует себя Егор в ресурсном классе?

— После вполне успешного опыта социализации в частном детском саду, в художественной школе в селе Наумовке, на занятиях ЛФК Егор освоился в ресурсном классе довольно быстро. Ему комфортно, он занимается с большим удовольствием.

— Как выбирали друг друга дети и тьюторы?

— Мы много общались, присматривались, гуляли вместе — наставники и дети подходят друг другу.

— Расскажите о ваших планах.

— После периода адаптации мы планируем вводить детей в нормотипичные классы — проводить уроки доброты для детей и родителей, учить доброте и толерантности. Каждый ребенок закреплен за одним классом. В будущем по мере сил и в соответствии с академическими навыками они будут посещать некоторые занятия вместе с обычными ребятами. Процесс будет продуман, чтобы не было стресса ни у наших, ни у нейротипичных ребят. Да, будет тяжело, потому что мы первопроходцы. Но кто-то должен это делать. Мы хотим масштабировать наш опыт и ввести ресурсные группы в детских садах, потому что инклюзия должна начинаться с раннего детства. Бюрократическое колесо крутить трудно, но дело необходимо продвигать: дети с расстройствами аутистического спектра так или иначе выйдут в социум, но какими они выйдут? Это зависит от нас.

P.S. Важному и нужному проекту необходима дальнейшая поддержка. Неравнодушные люди могут связаться с руководителем проекта Светланой Котляровой по телефону 8 922 465-70-77.

Автор: Екатерина ЯКОВЛЕВА

Источник

Комментарии закрыты.