На Ямале каждому ребёнку-инвалиду доступно дистанционное образование.

На Ямале каждому ребёнку-инвалиду доступно дистанционное образование
Фото: Мария Коробова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Ребята с особенностями здоровья из поселка Уренгой стали первокурсниками в Питере – поступили на программистов и успешно учатся. А ведь еще каких-то десять лет назад ямальские дети с инвалидностью и мечтать не могли о том, чтобы получать профессию в мегаполисах!.. Рассказываем, как это стало возможным.

На «земле» такого не было!..

Семиклассник Федя Пивкин из Надыма не может ходить в школу по состоянию здоровья, поэтому педагоги приходят к нему на дом или обучают подростка по видеосвязи.

– Ему не очень легко учиться, – говорит бабушка мальчика Анна Шиханова, – но для нас это очень удобно. И самому Феде нравится заниматься. Мы даже отложили переезд в Самару, потому что там нет такой формы обучения. Еще один большой плюс – все занятия индивидуальные, то есть учитель уделяет внимание одному ребенку. Федя уже стал экспертом в современных технологиях и учит меня: что ни спрошу, он во всем разбирается.

Из предметов мальчик больше всего любит русский язык и биологию. А будущее решил связать с информационной сферой.

– Нужно научиться правильно говорить и писать, а в биологии мы изучаем всевозможные живые организмы и процессы, это очень интересно, – говорит Федя. – Через год по программе начнутся опыты, я их очень жду. 

Химия по скайпу

Учителям нельзя приносить реагенты и химвещества в квартиры к ученикам, но благодаря цифровой лаборатории «Архимед» можно дать представление о реакциях. 

– В процессе обучения совмещаем работу в цифровой лаборатории и наглядную, – поясняет учитель химии и биологии надымской школы № 3 Наталья Малинина. – Результат реакции нейтрализации демонстрируется при помощи индикаторной бумаги, но визуально сложно увидеть различия, тем более по видеосвязи. Тогда мы используем специальные датчики, их опускают в раствор, а все изменения отражаются на экране.

Согласно учебной программе учителя биологии устраивают детям лабораторные практические работы, опираясь на те материалы, которые ребенок может найти дома.

– «У тебя есть дома лук?» – спрашивает учитель, ребенок приносит с кухни кусочек лука, отделяет пленочку и изучает ее строение, используя цифровой микроскоп, подключенный к компьютеру, – добавляет Татьяна Майстрика, заведующая отделением дистанционного обучения в Салехарде.

«Анекдоты» на истории

Лилия Зеель преподает в центре дистанционного образования историю и обществознание. Микроскопов и датчиков для проведения опытов ей не требуется, она использует другие методы. 

– В нашем случае лучший способ увлечь ребенка – диалог, – рассказывает Лилия Михайловна. – К материалам из учебника подбираю яркие, порой анекдотические истории, прикрепляю ссылки с интересной информацией. Вместе мы решаем олимпиадные задания, обсуждаем домашние презентации и рефераты. 

Кто-то из учеников не может писать, кто-то медленно читает, объясняет учитель, и тогда цифровые ресурсы на компьютере – лучшая отчетность.

 – У меня сейчас занимаются Аня, Матвей, Женя, Анжелика, – говорит педагог. – С кем-то работаю давно, кто-то появился только в этом году. Понятно, что ребята, которые обучаются на дому, лишены общения, и они, как никто, цепляются за знания, которые мы даем им на уроках. У них есть интерес, есть харизма. Мотивация к обучению повышенная. В школе, конечно, таких ребят меньше.

Взгляд психолога

Может показаться, что при дистанционном обучении дети оторваны от социума, но педагог-психолог Елена Фатьянова обращает внимание на то, что мы живем в цифровую эпоху.

– Мир и жизнь сейчас очень цифровизированы, даже коммуникации по большей части происходят онлайн. Поэтому у дистанционного обучения есть свои преимущества. Дети получают возможность подробнее познакомиться с технологиями. А для тех, кто не может посещать школу, это шанс получить качественное образование. 

НЮАНСЫ 

Расписание подстроят под лечебные процедуры

На Ямале действует шесть центров дистанционного образования: в Салехарде, Лабытнанги, Новом Уренгое, Надыме, Ноябрьске и Муравленко. 

На обучении – около 80 детей-инвалидов, у большинства из них нарушения опорно-двигательного аппарата, врожденные заболевания или проблемы с внутренними органами и др.

Для каждого особого ученика разработан индивидуальный учебный план. Многие ребята посещают школу или занимаются с учителями на дому. Уроки по интернету – лишь часть образовательного процесса.

– Какие предметы изучать дистанционно, исходя из учебного плана, решают родители, – объясняет заведующая отделением дистанционного обучения в Салехарде Татьяна Майстрика. – Чаще выбирают информатику, английский, историю и биологию и другие предметы. Чтобы учебный процесс проходил качественно, всем ученикам заранее организуют доступ в сеть Интернет предоставляют оборудование: компьютер, принтер, электронный микроскоп, наушники, веб-камеру и другие гаджеты. 

У «дистанционников» такое же количество учебных часов, как и у их одноклассников. Но проводятся они по индивидуальному расписанию, через виртуальную сетевую школу на портале «Сетевой город. Образование». Так, время уроков и перерывы между ними подстраивают под потребности ребенка, чтобы не перегружать или, например, не пропускать лечебные процедуры. 

В центрах не только учат, но и подскажут, куда поступить. Ежегодно весной проводят дни открытых дверей, связываются с вузами, колледжами и техникумами, проводят онлайн-трансляции.

– Мы сотрудничаем с различными учебными заведениями Челябинска, Екатеринбурга, Тюмени, Шадринска и др. – рассказывает Татьяна Майстрика. – Их сотрудники рассказывают об условиях поступления и обучения, проводят экскурсии в режиме реального времени, с помощью которых показывают, где будут проходить занятия, в каких условиях будут жить будущие студенты. Смотрят трансляцию не только старшеклассники, но и родители детей помладше, чтобы лучше спланировать будущее ребенка. 

КАК ПРАВИЛЬНО

Главное условие для учёбы на расстоянии

Компьютер и разные гаджеты вместе с учителями может появиться дома у каждого особого ребенка, чей диагноз попал в определенный список.

Это «Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому», утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н.

Среди них, в частности, злокачественные новообразования, болезни крови, шизофрения и умственная отсталость, болезни нервной системы (ДЦП, эпилепсия) и глаз. 

Потребуются документы: заявление от родителей, справка врачебной комиссии, справка об инвалидности и отсутствии противопоказаний и тому подобные. 

Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, проживающих в Салехарде, Губкинском и Приуральском, Шурышкарском, Пуровском, Красноселькупском, Тазовском, Ямальском районах, следует обращаться к Татьяне Ивановне Майстрика по телефону 8 (34922) 3-32-66


Над темой работали: Юлия Чудинова, Мария Коробова

Источник

Facebooktwittergoogle_plusredditpinterestlinkedinmailby feather
Facebooktwittergoogle_pluslinkedinrssyoutubeby feather

Комментарии закрыты.