В Волгограде провели семинар по пониманию инвалидности.

Мероприятие прошло в игровой форме, и участники, и организаторы остались очень довольны полезным общением.

В № 4 от 31 января «Родной город» рассказывал о нашей талантливой землячке Марии Галкиной. Очень общительная девушка, которая с детства пользуется инвалидной коляской, является одновременно и преподавателем, и режиссером, и аниматором, и психологом. Накануне Мария пригласила нашего корреспондента на специальный семинар по пониманию инвалидности, который наша старая знакомая проводила со своей подругой Анастасией Рыбушкиной, председателем правления молодежной организации незрячих инвалидов «Пламя».

– Я уже на протяжении восьми лет провожу подобные мероприятия, – делится Анастасия. – Эта методика, включающая в себя интерактивные игры, живое общение, обсуждение проблем людей с инвалидностью, а также различных стереотипов, была разработана московской организацией «Перспектива». Я прошла специальное обучение, и теперь мы вместе с Марией проводим такие семинары в нашем городе. Аудитория бывает различная. Например, к нам часто обращаются из общеобразовательных школ. Такое обычно случается, если в класс приходит ребенок с инвалидностью. Нужно объяснить его однокашникам, как правильно себя с ним вести, чтобы не обидеть его, ничем не задеть.

Прошедшее мероприятие было организовано региональным отделением Федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

– Мы набрали волонтеров из числа студентов, уже действующих специалистов различных социальных учреждений и реабилитационных центров, а также родителей детей с инвалидностью, – объясняет Евгения Ли, одна из организаторов семинара. – Дополнительное обучение никогда не помешает, поэтому мы и попросили Марию и Анастасию провести этот семинар. И как раз очень важно, что обе ведущих с разными формами инвалидности – одна слабовидящая, а вторая пользуется инвалидной коляской.

Среди участников семинара действительно были и сотрудники реабилитационных центров, и родители детей с инвалидностью.

– Я хочу более близко и понятно общаться со своим сыном, у которого ДЦП, – рассказывает Олеся Землянская, о семье которой «Родной город» уже писал в прошлом году. – Нужно постепенно вводить его во взрослую жизнь.

А вот девушка по имени Наталья пришла на семинар, так как планирует открыть секцию по чирлидингу для детей с инвалидностью. Другие волгоградцы просто хотели расширить свой кругозор. А например, студентка ВГИИК Татьяна пишет дипломную работу и параллельно снимает документальный фильм о Марии Галкиной. Автор этих строк никак не мог отказать в интервью обаятельной девушке. В нем я рассказал все, что я знаю о таком замечательном человеке, как Мария, а также добавил, что «Родной город» уделяет большое внимание проблемам людей с инвалидностью.

Сам семинар проходил в игровой форме. В первом задании каждому участнику налепили на лоб специальные лейблы, на которых были написаны названия различных профессий или просто ипостасей. По замыслу, они должны были определить, с кем они хотят заселиться в один гостиничный номер, а с кем нет.

– Это упражнение направлено на то, чтобы показать, как стереотипы влияют на принятие решений у отдельно взятого человека, – объясняет Мария.

А вот во втором упражнении участникам самим нужно было написать маркером на бумаге стереотипы, касающихся людей с инвалидностью. Первая группа писала стереотипы общества про таких людей, вторая – их самых близких и родных, а третья – стереотипы самих людей с инвалидностью.

Затем в обсуждении все эти стереотипы рушились.

– Ну, например, несчастный, – говорит Анастасия, – но разве все люди счастливые? Или больной, но разве все те, у кого нет инвалидности, здоровы?

Далее участники рассмотрели два подхода к понятию инвалидности – традиционный, он же медицинский, и социальный.

– Традиционный подход рассматривает инвалидность как проблему здоровья самого инвалида. В этом случае человек с инвалидностью рассматривается как человек больной, который нуждается в постоянной опеке со всеми вытекающими последствиями, – говорит Мария. – А социальный подход сфокусирован на несовершенстве окружающей среды и рассматривает инвалидность как проблему физических и отношенческих барьеров, порождающих неравные права и возможности. При таком подходе при устранении этих барьеров гражданин с инвалидностью сможет наравне со всеми участвовать в общественной жизни. Мы, ведущие семинара, от имени людей с инвалидностью выбираем социальный подход.

В каком-то смысле физические барьеры устранить проще. Сейчас во многих учреждениях появились пандусы, на линию вышли низкопольные автобусы. А вот для преодоления психологических барьеров нужно общаться с разными людьми с инвалидностью, видеть их достижения в созданных равных условиях, внутренне меняться каждому члену общества.

Для участников был представлен плакат, в верхнем углу которого была изображена дверь и лестница, ведущая в библиотеку, а в нижнем – человек на инвалидной коляске и в темных очках. Нужно было назвать причины, по которым этот мужчина никак не может попасть в библиотеку. Если говорят, что из-за отсутствия пандуса, наличия лестниц и его не пускают, это социальный подход, а если, потому что он не может ходить или видеть, то традиционный. Как можно понять, разница подходов в том, что инвалидность понимают как проблему человека, которого с этой точки зрения надо переделать, или среды, совершенствовать которую более человечно.

На завершающем этапе мероприятия Анастасия и Мария более подробно остановились на лексике и этикете. Участники семинара узнали, что более корректно говорить «незрячий», чем «слепой», или, например, что недопустимо выражение «колясочник».

Все участники мероприятия остались чрезвычайно довольны проведенным временем, по признанию ребят, они узнали очень много нового и полезного для себя, а организаторы и ведущие были рады в очередной раз поделиться своим опытом.

Андрей Шитов. Фото автора.

Источник

Комментарии закрыты.