Смоленский центр «Вишенки» запускает новый проект для молодых инвалидов.

 Воспитанников детского реабилитационного центра «Вишенки» научат жить. Ребятам с ограниченными возможностями здоровья покажут, как покупать продукты и пользоваться общественным транспортом – то есть, делать всё, что взрослому человеку кажется обычной рутиной.

В этом году учреждение запускает инновационный социальный проект – площадку учебного сопровождаемого проживания. SmolDaily.ru побывал в гостях у реабилитационного центра и узнал, как здесь помогают детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям, и легко ли ребёнку-инвалиду выйти за пределы замкнутого пространства квартиры.

Государство реабилитации

Реабилитационный центр для детей и подростков «Вишенки» создан в 2002 году в рамках федеральной программы «Дети России». Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, молодые инвалиды и их семьи получают здесь медицинскую и социальную помощь.

«Вишенки» – это практически маленькое самостоятельное государство, расположившееся в Смоленске. На территории учреждения есть корпус социальной адаптации, лечебно-диагностический корпус, одноэтажные дома и жилой корпус, в которых проживают воспитанники и их родители.

Между зданиями проходит полноценная уменьшенная магистраль со светофорами и переходами – здесь ребята на практике изучают правила дорожного движения.

Учреждение рассчитано на 120 мест: 105 в стационаре и ещё 15 – полустационарной формы.

– На протяжении 15 лет мы получаем постоянную поддержку от государства, новые и инновационные технологии и методики, которые разрабатываются федеральными структурами и адаптируются здесь, на региональном уровне. Это даёт возможность двигаться вперёд в вопросе оказания помощи семьям с детьми-инвалидами. Сегодня мы, проводя эту работу, решаем экономические вопросы, вопросы социальной справедливости. Подрастая, дети вливаются в общество полноценными гражданами, имея свои особенности и дополнительные потребности, – отмечает директор центра Светлана Новикова.

Реабилитацией воспитанников занимаются 9 отделений: диагностики и разработки программ социальной реабилитации; медико-социальной реабилитации; психолого-педагогической помощи; дневного пребывания; социально-трудовой реабилитации; социально-консультативной помощи; социализации инвалидов молодого возраста; образовательной деятельности и стационарное отделение с подразделением «Мать и дитя», в котором дети проживают вместе с родителями.

За 15 лет работы «Вишенок» реабилитацию здесь прошли больше 12 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов, ещё 10 тысяч семей получили социальную помощь.

Каждый год подопечными центра становятся свыше 1,5 тысяч ребят.

 

О лечении

Специалисты «Вишенок» занимаются воспитанниками, начиная с грудного возраста и до 30 лет. В учреждении работает целая команда медиков. Список специальностей, по которым здесь можно получить помощь, внушителен: неврология, педиатрия, лечебная физкультура, психиатрия, психотерапия, рефлексотерапия, физиотерапия, терапия, офтальмология, оториноларингология, детская стоматология, функциональная диагностика, пульмонология и аллергология-иммунология.

О реабилитации самых маленьких воспитанников рассказывает заведующая отделением диагностики и разработки программ социальной реабилитации Наталья Машурова:

– Комплексная целевая программа ранней помощи функционирует в учреждении с 2015 года. В неё включаются дети от рождения до 4 лет, которые либо уже имеют статус ребёнка-инвалида, либо имеют нарушения здоровья, которые впоследствии могут привести к инвалидности, либо имеют риск по некоторым критериям.

В этой программе работает учитель-логопед, педагог-психолог и педиатр. Междисциплинарная бригада оказывает услуги в центре (это стационар и полустационар), консультирует малышей от 1 до 4 лет, родители которых записываются на обследование. Специалисты проводят диагностику ребёнка и дают необходимые рекомендации. Раз в месяц бригада выезжает в область: семьи, живущие в районах, получают консультации на дому.

По данным заведующей отделением медицинской реабилитации Ларисы Липатиной, у 60% подопечных «Вишенок» диагностирован детский церебральный паралич. Упор в учреждении сделан на лечение движением.

В центре работают бассейн для грудничкового плавания, гидромассажные ванны, ножные, ручные и общие ванны, циркулярный душ. Маленькие пациенты занимаются пальчиковой гимнастикой и тренируются в специальных костюмах «Адель» и «Фаэтон».

У Саши – лёгкая форма ДЦП, вместе с мамой он посещает дневное отделение центра. По словам Ирины Воропай, благодаря занятиям в физическом и психологическом состоянии мальчика наблюдаются улучшения.

– В больницах комплекс услуг гораздо меньше: здесь есть водолечебница, мы получаем костюм «Адель», есть комплекс социально-педагогических услуг. Помимо лечения мы посещаем логопеда, психолога, развивающие занятия, лекотеку. Часто нас приглашают на внеклассные занятия – в театры, в музеи.

Специалисты центра занимаются и с родителями. Для семей, воспитывающих детей-инвалидов, разработан проект «Второе дыхание».

– Нам оказывается разнообразная помощь, в том числе, с родителями работает психолог. Занятия направлены на то, чтобы снять наше напряжение. Постоянно находиться с ребёнком-инвалидом очень сложно, не говоря об обычных домашних проблемах. На таких посиделках нам помогают разрешить вопросы, мы расслабляемся и общаемся между собой. Когда ты понимаешь, что ты не одинок, становится легче, – признаётся Ирина.

Об образовании

Образовательное отделение появилось в центре «Вишенки» в 2014 году. Светлана Новикова отмечает: обучением подопечных занялись по просьбам родителей.

Сейчас 18 ребят учатся по адаптивным общим образовательным программам начальных классов, ещё 2 ребёнка – по общеобразовательной программе «Школа России».

– Для каждого ребёнка проводят диагностику, чтобы подобрать учебный процесс. Большая часть детей обучается индивидуально, есть микрогруппы. Очень развита внеурочная деятельность. Родители вместе с детьми разучивают стихотворения, а по выходным ходят в театр и на выставки, – рассказывает заведующая отделением образовательной деятельности Светлана Коровкина.

Дочь Светланы Снеговой учится во втором классе.

– «Вишенки» – наш второй дом с самого детства. Мы не только осваиваем программу – у нас здесь есть друзья. Основные предметы Саша изучает индивидуально, а музыкой, ИЗО и другими уроками занимается в группах. Развитие есть – это отмечают не только педагоги, но и родные, – говорит женщина.

В учреждении занимаются профориентацией воспитанников. Специалисты стараются, чтобы каждый подопечный «Вишенок» нашёл занятие по душе и выбрал специальность.

– В своих мастерских используем природный материал, бросовый. Для начального определения берём сильные стороны каждого из воспитанников, на основе этого смотрим, как работать с ребёнком – где навыки нужно улучшить. В центре действуют курсы оператора ЭВМ, компьютерной грамотности, швейного дела, – комментирует заведующая отделением социально-трудовой реабилитации Елена Бурко.

С 2012 года в центре работает педагог-психолог Наталья Донская. Молодой специалист имеет инвалидность: по её словам, это помогает ей лучше понимать детей.

– Я веду профориентацию и работаю по 2 программам. Первая – «Мир профессии», мы обучаем маленьких детей с 9 до 13 лет, рассказываем о профессиях. Дети с 13 до 18 лет и молодые инвалиды с 18 до 30 лет непосредственно готовятся к выбору профессии. Рассказываю об учебных заведениях, секретах профессии, возим на экскурсии в вузы и колледжи. Для меня важно помочь людям. Если не могу сделать это физически, хотя бы это будет эмоционально. На своей ситуации я лучше понимаю своих детей, тем самым, мне легче помочь им в каких-то сложных ситуациях, – признаётся девушка.

Вакансию Наталья нашла через центр занятости. В «Вишенках» для педагога оборудовали специальное рабочее место.

Научиться жить

Несколько лет назад воспитанники центра могли находиться в нём только до 18 лет, однако специалисты понимали: многих подопечных было рано выпускать во взрослую жизнь. Так в марте 2011 года в учреждении появилось отделение социализации инвалидов молодого возраста.

– В большинстве своём они попадают к нам после интерната, мы учим их жить в обществе. Помогаем и юридически – получать квартиры, обучаем, как в них жить, как оплачивать коммунальные услуги. Мы вместе ходим по магазинам и учимся покупать, готовить, распределять деньги, обращаться в различные инстанции и писать заявления, – рассказывает заведующая отделением Елена Ефименкова.

Ребята проживают в одноэтажных домах и вместе с педагогами учатся обустраивать свой быт. То, что оказывается привычным для многих людей, для воспитанников «Вишенок» – в новинку.

Алексею Головкину 22 года. Он попал в «Вишенки» в 19 лет, за это время юноша научился быту, не без помощи центра получил квартиру (за своё жильё молодому человеку пришлось судиться). Теперь Алексей мечтает создать семью.

– Мне здесь нравится, воспитатели заботятся о детях. Сейчас собираюсь найти официальную работу. Неважно какую – главное работать, если человек этого не делает, он, по сути, не может себя обеспечить. Хочу создать семью и жить как все. Здесь набрался опыта, понимаю общение с людьми, стараюсь найти ресурсы, которые мне доступны как инвалиду – субсидии, льготы, – говорит молодой человек.

– За него нам не страшно, – улыбается заведующая.

В этом году в центре запустят ещё один инновационный социальный проект – уже в апреле начнёт работу площадка учебного сопровождаемого проживания «Жить просто!».

Реабилитационный центр «Вишенки» стал победителем конкурсного отбора и получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

– Всё чаще речь идёт о стационарзамещающих формах социального обслуживания. Нахождение людей с нарушениями развития старше 18 лет в учреждениях типа психоневрологических интернатов – это негуманно и многозатратно. Ищутся разные способы, как помочь этим людям, не помещая их в социальные учреждения. Сопровождаемое проживание – одна из таких технологий. Взрослый человек живёт в квартире вместе с 2-4 инвалидами, они обустраивают свой быт с помощью социального педагога, который приходит к ним и помогает организовать моменты бытовой жизни, – объясняет заведующая отделением диагностики и разработки программ социальной реабилитации Наталья Машурова.

Подростков в возрасте от 14 до 18 лет обучат навыкам самообслуживания и домашнему хозяйству, познакомят с правилами поведения в общественных местах.

Ребят поселят в отдельно стоящем коттедже на территории центра. Специалисты будут работать и с родителями: психологи объяснят семьям, как привить детям навыки самостоятельности.

– Люди к 18-20 годам оказываются не готовы к самостоятельной жизни. За детей, которые воспитывались в семьях, очень многое делали родители, они испытывали гиперопеку, поэтому не самостоятельны в бытовом плане. Дети будут жить в созданной квартире определённый период времени – курс, рассчитанный на 3 недели. Большое внимание будет уделяться не только организации быта, но и взаимодействию ребёнка с окружающими: поездке на транспорте, посещению организаций торговли, общепита, досуга, – отмечает Наталья Машурова.

На воплощение проекта центр получил 1,5 миллиона рублей. Основам жизни планируют обучить примерно 25 ребят.

Подготовительные мероприятия стартуют уже в апреле, а занятия первой группы начнутся в сентябре.

 

Социальное волонтёрство

В 2012 году на базе центра «Вишенки» появился ресурсный центр «Перспектива». Здесь обучают волонтёров для работы в социальной сфере.

Сейчас в базе «Перспективы» – около 140 волонтёров-активистов, среди них есть старшеклассники, студенты и молодёжь. Добровольцы сопровождают подопечных и помогают центру организовывать мероприятия.

В 2017 году ресурсный центр стал победителем регионального этапа конкурса «Доброволец России» в номинации «Региональный волонтёрский центр».

– Это признание того, что мы на правильном пути, что это дело нужное. По сути, «Вишенки» – пока единственное место, которое готовит волонтёров для социальной сферы, – отмечает социальный педагог и руководитель ресурсного центра «Перспектива» Марина Калугина.

Уже 8 лет на базе реабилитационного центра проходит международный волонтёрский лагерь «Надежда». За это время он объединил больше 250 добровольцев из разных уголков мира.

 

Официально

В 2016 году реабилитационный центр «Вишенки» посетила заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец. Она высоко оценила его потенциал и отметила, что учреждение по праву считается лучшим в Центральном федеральном округе.

За последние годы в России внедрили несколько мер, направленных на формирование комфортной, безбарьерной среды для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание уделяется решению вопросов доступности социальных, транспортных объектов, условий инклюзивного обучения.

– Меняется отношение общества к проблемам инвалидов, это отношение становится более зрелым, гуманным, неравнодушным. Нарушение прав инвалидов, чёрствость к ним вызывают справедливое осуждение и неприятие граждан. И, конечно, представители власти на всех уровнях должны видеть за цифрами программ и планов проблемы конкретных людей, нуждающихся в поддержке, – подчеркнул глава государства в ходе встречи с представителями профильных общественных организаций и профессиональных сообществ людей с ограничениями по здоровью в прошлом году.

В будущем федеральные власти намерены уделять внимание развитию системы медико-социальной экспертизы, вопросам трудоустройства и реабилитации, а также ранней помощи детям-инвалидам.

Текст и фото: Анастасия Разумная

Источник

Комментарии закрыты.