Детей-инвалидов в Электростали лечат при помощи театральных постановок.

У каждого ребенка, в том числе у ребенка с ментальной инвалидностью, есть свой талант. Обязательно. А талант сотрудников реабилитационного центра для детей-инвалидов в Электростали – найти для него место в творческой группе. В необычном театре побывала корреспондент «Подмосковье сегодня» Диана Жуковец.

В реабилитационном центре для детей-инвалидов в Электростали тишина… Не слышно детского смеха, не толпятся в коридорах волнующиеся родители. Трехмесячный учебный курс для 120 детей закончен. Через несколько дней стартует набор новой группы – тогда в коридорах снова зашумят голоса. Десятки людей сюда привлекает гордость центра – театральная студия на втором этаже. Это большая светлая комната, в углу фортепиано, по периметру стоят маленькие стульчики. В конце комнаты два специалиста поправляют костюмы на вешалках.

«Вот к этому всему нас заставила прийти жизнь!», – улыбается, показывая на костюмы и кукол, Надежда Клюс – педагог дополнительного образования ГКУ СО МО «Электростальский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Золотой ключик».

Это не обычный актовый зал, как может показаться на первый взгляд. Здесь уже несколько лет работает театральная студия «Затейники», где готовят будущих актеров. Ими станут все, кто придет на реабилитацию. Роли достанутся всем, но их сложность будет зависеть не только от наличия таланта, но и от тяжести диагноза маленького ученика.

«Мы вместе с детьми придумываем целые истории. Ребенок во время игры забывает про все свои особенности, которые в обычной жизни его смущают и стесняют. Здесь практически все раскрываются. Никогда не зову детей: «Пойдемте заниматься», говорю: «Идем играть». Отклик со стороны детей огромный, это благодарная работа», — делится наблюдениями Надежда Клюс.

«Все начиналось четыре года назад. Мы приехали в Москву на курсы переквалификации, посмотрели, как коллеги работают со здоровыми детьми через кукол. И начали думать, как адаптировать программу под наших особенных детей», — вспоминает педагог допобразования.

Как показала практика, специалисты не ошиблись. Дети охотно посещали студию, репетировали, придумывали сценарии, а параллельно учились общаться, развивали координацию, речь и абстрактное мышление. В какой-то момент играть «для своих» стало слишком просто.

«У нас были готовы программы, дети хотели показывать спектакль не только родителям, но и другим зрителям, а выхода на другие площадки у нас не было», — объясняет Клюс.

Навстречу пошла местная администрация: нашелся и зритель, и сцена. Проявил интерес к детскому творчеству и Московский кукольный театр имени Сергея Образцова – сотрудники театра лично приезжали и проводили мастер-классы.

Все куклы, которые есть в мастерской, сделаны педагогами и детьми. Сделаны они как марионетки, но действуют намного проще, чем профессиональные куклы с десятком ниток.

«Вот эту гусеницу сделала еще один наш педагог, Елена Ворона. Ее тело сделано из перчаток. Будущие актеры садятся и просто надевают перчатки, а кто-то держит голову, и гусеница может ползти, может бежать, танцевать. Получается, что уже в игре происходит зарядка для пальчиков. А если фоном пустить музыку, то уже выходит самостоятельный номер», — продолжает Надежда.

Положительная динамика реабилитации с помощью театральных постановок налицо. Одна из воспитанниц центра, 9-летняя Оля, сказала свои первые слова именно во время спектакля.

«Мы ставили спектакль, кажется, «Репку». К слову, в главной роли у нас был мальчик, который не разговаривает вообще, но участвовать очень хотел. Ему подобрали роль без слов, и он просто сидел в костюме. Остальные дети после каждой попытки говорили: «Никак не можем вытянуть». И в один момент все актеры молчали, а Оля громко и отчетливо сказала: «Никак». От счастья я плакала», — поделилась педагог.

Для детей с синдромом Дауна тоже есть место в мини-спектаклях, несмотря на то что порой их речь не совсем понятна. На помощь приходят педагоги, которые выступают в роли суфлера. Активное участие в постановках принимают родители, они готовят костюмы, переписывают текст, чтобы детям было удобно его произносить. И даже сами выходят на подмостки. По словам специалистов, это сближает семьи, а в атмосфере общей заинтересованности реабилитация проходит лучше.

В этом году педагоги планируют подать заявку на премию губернатора «Наше Подмосковье». Проект «Неограниченные возможности «особых» детей». Он рассчитан на работу с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.

«Не зря же мы называемся «Золотой ключик». Мы именно тот ключик, который должен открыть, раскрыть в ребенке его творческий потенциал. Родители многие не верят, когда ребенок выходит из кабинета в руках с аппликацией, что это сделал он. Главное в нашей работе – найти подход. Причем не только к ребенку, но и к родителям», — уверен педагог.

Источник — https://mosregtoday.ru/soc/detey-invalidov-v-elektrostali-lechat-pri-pomoshchi-teatralnykh-postanovok/

Комментарии закрыты.