В Чеченской республике развивают инклюзивное образование.

9eec45ad587b85e157b5ea20c7ddd8e9У каждого ребенка есть свои мечты. Кто-то мечтает о собаке, кому-то хочется получить в подарок велосипед, а кто-то грезит о странствиях и приключениях. А о чем мечтают дети-инвалиды? Так же, как и их сверстники, они обожают получать подарки, любят играть и веселиться, но еще больше им хочется быть как все: носиться по двору с другими ребятами, играть в прятки и… ходить в школу — также вместе со всеми.

Однако в России в течение долгого времени эта мечта детей, имеющих тяжелую форму инвалидности, так и оставалась мечтой. Дети, имеющие ограничения в передвижении или испытывающие серьезные проблемы со зрением или слухом, не могли ходить вместе со своими сверстниками в обычную общеобразовательную школу. Образование им приходилось получать в коррекционных школах или интернатах, а также на дому. Но с недавних пор все изменилось, и теперь каждый ребенок с инвалидностью получил шанс осуществить свою мечту и учиться в обычной школе вместе со здоровыми сверстниками. Этому способствовало принятие Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которое на законодательном уровне обеспечило условия для развития в российском обществе системы инклюзивного образования. Этим термином — «инклюзивное образование» — и называется процесс совместного обучения детей с инвалидностью с нормально развивающимися сверстниками, когда ребенок с инвалидностью ходит в обычную школу со здоровыми детьми, учится вместе с ними, принимает участие в школьной жизни.

У инклюзивного образования, по сравнению с обучением инвалидов в коррекционных школах и интернатах, имеются неоспоримые преимущества:

В инклюзивных школах не делается разделения между детьми-инвалидами и их сверстниками без инвалидности.
У детей-инвалидов формируется уверенность в собственных силах, они учатся адекватно оценивать свои способности.
Воспитывается уважение общества к людям с инвалидностью, окружающим становятся более понятными их проблемы.
У детей с инвалидностью появляется больше возможностей для общения, их жизненное пространство расширяется за границы «инвалидского» мира, что очень важно для формирования мировоззрения ребенка, его самовосприятия и самооценки.

Министерство образования и науки России назвало создание условий для получения образования детьми с инвалидностью в общеобразовательных школах одним из своих приоритетных направлений, и перед российскими регионами была поставлена задача обеспечить реализацию федеральных государственных стандартов образования обучающихся с инвалидностью. С сентября 2016 года во всех российских школах уже будут применяться новые стандарты для учеников с ограниченными возможностями здоровья, а значит уже сегодня необходимо модернизировать школы и готовиться принять новых — особенных — учеников.

Среди регионов Северного Кавказа Чеченская республика одной из первых приступила к реализации этой очень важной и сложной задачи. А задача это действительно очень серьезная, требующая серьезных финансовых затрат и координации усилий разных ведомств и служб. Ведь для того чтобы ребенок-инвалид мог учиться в общеобразовательной школе, и ему было там комфортно и легко, он не чувствовал себя изгоем в школьном коллективе, образовательное пространство школы необходимо модернизировать в соответствии с особыми потребностями учеников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики было заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета на проведение мероприятий по созданию сети образовательных учреждений, в которых будет осуществляться инклюзивное образование.

Министерство образования и науки Чеченской Республики приняло участие в реализации госпрограммы «Доступная среда», в рамках которой в течение трех лет в регионе планируется создать универсальную безбарьерную среду в 94 обычных чеченских школах.

В образовательных учреждениях Чеченской республики, включенных в госпрограмму, появилось специальное учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование для обучения детей с инвалидностью вместе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, а также было осуществлено оборудование зданий, территории и помещений учебного заведения согласно требованиям государственной программы «Доступная среда».

«Для каждой школы в Чеченской республике, вошедшей в программу «Доступная среда», вначале наши эксперты давали оценку текущего состояния здания, составляли проект по оснащению специальными средствами и оборудованием, делающим его доступным для детей-инвалидов», — рассказывает Дмитрий Кочмарев, директор по развитию и маркетингу группы компаний «Исток-аудио». Данная компания осуществляла модернизацию школ республики согласно новым стандартам. Дмитрий Кочмарев объясняет: «В соответствии с разработанным нашими экспертами проектом создавалась безбарьерная среда в школе, учитывающая особые потребности дети с проблемами со слухом, зрением, с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата».

Благодаря созданию в школах Чечни безбарьерной среды уже в самом ближайшем будущем каждый маленький житель республики, независимо от состояния своего здоровья, сможет учиться в школе вместе с другими детьми.

Включение ребенка с инвалидностью в образовательное пространство школы

Недостаточно сделать школу физически доступной для ребенка-инвалида. Помимо создания безбарьерной среды в зданиях школ, Министерству образования и науки Чеченской Республики предстоит огромная работа по оказанию методической и практической помощи учителям, работающим в системе инклюзивного обучения, организации коррекционной работы с детьми с инвалидностью в образовательном учреждении, разработке эффективных программ психолого-педагогического сопровождения школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Очень важно, чтобы инициативу Министерства образования и науки Чеченской республики по созданию безбарьерной среды поддержали родители детей с особыми образовательными потребностями и не боялись привести их в инклюзивные школы, а также, чтобы это начинание было позитивно воспринято другими учениками и родителями ребят, не имеющих проблем со здоровьем. Ведь инклюзия предполагает, что включение в образовательное пространство школы детей с инвалидностью не отразится негативно на качестве получения образования детьми, не имеющими инвалидности, и ни один ребенок не будет обделен вниманием учителей.

Усилия, которые придется приложить для создания в школах Чечни безбарьерного пространства, не будут напрасными. Как верно отметил глава Правительства России Дмитрий Медведев, говоря о необходимости создания инклюзивной системы образования для детей с инвалидностью: «Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу».
Источник

Комментарии закрыты.