Творчество детей-инвалидов: ограниченные возможности здоровья и неограниченные способности.

result_image_small64069

Врачи давно пришли к выводу, что творчество – один из эффективнейших видов реабилитации людей с инвалидностью. При этом работы их нередко имеют и серьезную художественную ценность. О творческой деятельности подопечных Дома дневного пребывания для детей-инвалидов и достигнутых с помощью творчества успехах в реабилитации, социализации в обществе рассказала корреспонденту РИА «Дагестан» председатель Дагестанской региональной общественной организации помощи инвалидам «Жизнь без слез» Айшат Гамзаева.

Поощряется любой положительный результат

На сегодняшний день в Доме дневного пребывания для детей-инвалидов занимается 48 детей – инвалиды с множественными нарушениями, в основном неговорящие – около 80% детей неречевые, неконтактные. В основном это дети с расстройством аутистического спектра и синдромом Дауна, социально не адаптированные. По словам Айшат Гамзаевой, с начала функционирования центра – 2009 года, дети кардинально изменились.

«За все время, что они сюда ходят, а это с 2009 года, нам удалось научить говорить этих детей. Многие пришли к нам поздно, им уже было по 12-14 лет, а чем раньше начинается реабилитация, тем она эффективнее. Если бы эти дети поступили к нам хотя бы в 3-годовалом возрасте, мы бы больше смогли для них сделать и они, возможно, уже смогли бы ходить в обычные школы. Они все социально адаптированы, мы их можем выводить, например, в театр. Они могут вести себя в социуме, ярким тому подтверждением является участие в межрегиональном фестивале творчества детей-инвалидов, они могут выходить на сцену, участвовать в представлениях, а это была для них большая проблема – увидеть большое количество людей и не растеряться», – сказала собеседница.

Еще в 2010 году сотрудники центра не могли до конца реализовать эту идею, вплоть до недавнего времени. Но уже предыдущий год показал, что для детей никаких проблем в контактировании нет, уже нет комплексов. И даже если у них возникает какая-то проблема, они могут легче ее перенести. «Они освободились от этих оков, которые их держали. После фестивалей дети пребывают в эйфории, им это нравится, они видят, что на них смотрит много людей, что их ценят, понимают, любят – это очень много значит для наших детей. Наш центр основан больше на любви, чем на всем остальном. Ты отдаешь и получаешь одинаково», – подчеркнула она.

Айшат Гамзаева отметила, что методы работы с детьми в центре очень отличаются от стандартных общеобразовательных, которыми пользуются школы, и имеются особенности во взаимодействии с детьми-инвалидами. «Если у нас рабочий день длится около 8 часов, то из них 2 часа уделяются академической программе, к которой мы привыкли в обычных школах для детей. У нас дети в этом плане тяжелые, и больше 15 минут их внимание сконцентрировать бывает очень сложно, практически невозможно. Поэтому учеба перемежается с занятиями по интересам, периодически даются физические нагрузки, прививаются социальные навыки – и это все идет в одном сплошном колесе и переходит из одного класса в другой», – пояснила она.

В Центре действует немного другая система разделения детей по группам — не по классам, а ступеням развития. Переход на следующую ступень зависит от того, насколько ребенок социально адаптирован, насколько хорошо он начинает усваивать азы социальной адаптации. Классов, как таковых, нет. И подход здесь индивидуальный к каждому ребенку.

«У каждого ребенка имеются свои особенности заболевания, они проявляются по-разному: кому-то легче удается преодолеть барьеры, кому-то тяжелее что-то дается, поэтому приходится подстраиваться под каждого ребенка. Поощряется любой положительный результат, потому что если у ребенка что-то не получается и он это видит, у него начинает снижаться самооценка, он умственно понимает, что хуже других справляется, и начинает комплексовать, у него проявляется самоагрессия, неадекватное поведение. Мы не заставляем детей делать то, что у них не получается. Делаем определенные попытки, пробуем подходы найти, но если это не получается, используем только то, что у них получается. Когда ребенок получает похвалу за успешно проделанную работу, он старается еще больше и совершенствует свое умение. Это мы давно заметили: методом поощрения, повышая самооценку, мы поднимаем детей», – говорит Гамзаева.

Специалисты Центра учат детей жизненной компетенции, жить в обществе. Как утверждает Айшат Гамзаева, иметь диплом или аттестат – это не столь важно для таких людей.

«Главное – уметь жить в обществе, поэтому наши методы больше настроены на то, чтобы научить человека жизненной компетенции, чтобы он мог жить самостоятельно, сам себя обслуживать, делать то, что у него получается, чтобы обязательно находился в обществе. Думаю, остальное не столь важно. Есть, конечно, и гениальные дети: мальчик с синдромом Аспергера, который считает быстрее калькулятора, но социальных навыков у него настолько недостаточно, что он не может находиться в обычной школе. У него наблюдается неустойчивое эмоциональное состояние: он может заплакать в любой момент из-за того, что не понравилось поведение рядом сидящего или что-нибудь в помещении. Когда мы перестали требовать от него того, что он не хочет делать, он развился настолько, что мы были удивлены. Один ребенок поступил в музыкальную школу и имеет определенные успехи, и это при том, что он страдает эхолалией (автоматическое повторение слов или фраз собеседника). Сейчас он уже научился читать и писать», – рассказала собеседница.

Специалистам поначалу бывает сложно работать с подопечными, но потом дети раскрываются, идут на контакт. Навыки взаимодействия нарабатываются, специалисты уже знают, как общаться с ними, быстро раскрывают. «После долгой работы с детьми уже понимаешь, как с ними взаимодействовать. Я бы не назвала это трудностями, мы уже привыкли к этому. Наверное, это происходит так же, как и с обычными детьми. Ведь, когда человек начинает заниматься чем-то новым, у него первоначально возникают какие-то трудности. В процессе деятельности они стираются и исчезают», – сказала Гамзаева.

Она также сообщила, что мэрия Ольденбурга пригласила в гости 4 специалистов Центра для ознакомления с их методами работы и взаимного обмена опытом.

Ограниченное здоровье и неограниченные способности

Специалисты утверждают: чем раньше диагностировать аутизм, тем легче скорректировать поведение ребенка, развить коммуникативные навыки и социальное взаимодействие. Для этого в Центре проводят музыкальные уроки, занятия по физкультуре, тренинги, как вести себя в обществе, играют в групповые настольные игры, учат основам кулинарии, лепки из глины и даже азам театрального искусства. В Центре учатся изготавливать открытки и блокноты на оборудованной мини типографии.

Начинали реабилитацию детей с лепки теста: готовили крутое тесто, лепили различные фигуры. Это развивает у детей творческие способности и мелкую моторику. Через работу с глиной, через общение специалисты выводили детей из внутреннего мира, в котором они замкнуты, и раскрывали их. Далее начали заниматься художеством, рисовать. В Доме дневного пребывания работал специалист, с чьей помощью дети рисовали на стекле витражными красками. Каждому ребенку был отведен определенный кусочек картины, который он должен был дорисовать, конечно же, тоже при помощи специалиста.

Еще одно направление на развитие мелкой моторики – бисероплетение. Все до единого дети плетут бисером – это одно из излюбленных занятий. Также дети вполне успешно занимаются квиллингом – изготовлением аппликаций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Определенная программа задается каждому ребенку, и он ее выполняет.

Более взрослые дети – 14-15 лет занимаются деревообработкой. Специалист Центра делает заготовки, привозит, потом уже дети занимаются шлифовкой, доводят до кондиции, собирают. «Конечно, более глубокой переработкой мы заниматься пока не можем, в том числе и по причине отсутствия условий и станков, предназначенных для этого. Наших детей мы будем и к этому готовить», – сообщила Гамзаева.

Также воспитанники Дома дневного пребывания занимаются брошюрованием, оформлением блокнотов, изготовлением открыток. «Открытки готовят в каждой группе, тут уже кто во что горазд, у кого какая фантазия. У ребят получаются очень красивые открытки, и мы их реализуем», – сказала собеседница.

Помимо перечисленного, дети занимаются вязанием, ковроткачеством. Ткацкий станок был подарен Дому представителями Табасаранского района. Айшат Гамзаева сообщила, что в будущем, когда в распоряжение Центра будут предоставлены дополнительные площади, на территории Дома дневного пребывания будут развивать растениеводство и животноводство, чтобы дети сажали овощи, цветы, ухаживали за ними.

«На небольшом участке, который у нас имеется, дети с весны копают, сажают, облагораживают участок. Дети очень любят заниматься растениеводством. Постепенно мы их этому учим. Планируется и внедрение животноводства, ведь оно в Дагестане очень развито. Будем следить за потребностями ребенка, основная наша деятельность зависит от этого. Посмотрим, что у кого лучше получается: тянется ребенок к деревообработке, будет заниматься этим, если земледелием, то создадим и переведем его в эту группу. Главное, чтобы ребенок все время был занят и востребован. Если бы было больше площади, мы смогли бы реализовывать больше проектов, методик», – сказала она.

Совместно с министерством по делам молодежи республики Дагестанской региональной общественной организации помощи инвалидам «Жизнь без слез» удалось провести летний совместный интеграционный творческий лагерь. Несколько лет подряд работники Центра вместе детьми отправляются в лагерь и проводят совместный отдых. Специалистами Центра и работниками лагеря проводились мастер-классы, совместные спартакиады со здоровыми детьми. «Представьте себе, мы воспитываем не только своих детей, мы воспитываем и здоровых детей. Мероприятия реализовывались с большим успехом, сотрудники лагеря отпускать нас не хотели, приглашали посетить их еще. Получилось очень хорошее взаимодействие», – отметила Гамзаева.

Подопечные Дома дневного пребывания для детей-инвалидов ежегодно побеждают в различных конкурсах, в том числе в конкурсе «Добрый волшебник», организованном министерством по делам молодежи Дагестана. Также в рамках Фестиваля творчества инвалидов организовываются выставки работ детей, поделки постоянно выставляются на продажу в ЦУМе и других магазинах. На работах приклеены специальные эмблемы ДРООПИ «Жизнь без слез».

«Я часто говорю: “У наших детей ограниченное здоровье, но неограниченные способности”. Если найти правильный подход и развить ребенка, то он сможет.

С нашими детьми, конечно, труднее, потому что с ними сложно наладить контакт, зато они более эмоциональные, теплые, в них нет фальши. Но многие педагоги говорят, что с такими детьми даже легче работать, чем с полноценными. Потому что обычный ребенок может где-то схитрить, попытаться обмануть, напакостить, а у этих детей такого нет. Они ждут твоей помощи, и когда видишь радость в этих глазах, педагогу больше ничего и не нужно», – рассказала о своих воспитанниках Айшат Гамзаева.

Руководитель ДРООПИ «Жизнь без слез» также сообщила о намерении совместно с немецкими друзьями открыть в Махачкале кафе, в котором работали бы люди с ограниченными возможностями здоровья. «Это кафе будет с несложным ассортиментом блюд, главное – чтобы был контакт. Клиент при выборе блюда нажимает на кнопку, на табло у работающего персонала загорается соответствующая лампа, и человек уже будет знать, что у него заказали. Во-первых, это будет способствовать интеграции людей, во-вторых, человек с ограниченными возможностями здоровья, получается, при деле. Это один из проектов, которые мы хотим реализовать», – рассказала она.
Источник

Комментарии закрыты.