В Елатомском детском доме-интернате «обречённые» дети встают на ноги.

dt47OСтаринное здание коридорного типа в центре Елатьмы ещё недавно можно было бы считать местом печальным. Отделение «Милосердие» в Елатомском детском доме-интернате для умственно отсталых было изначально рассчитано на уход за тяжелобольными, лежачими детьми, которых нередко называли обречёнными — слишком уж много заболеваний пришлось на одно хрупкое тельце…

Нет ничего невозможного
Но вот уже больше восьми лет сотрудники отделения день за днём доказывают, что быть милосердными к таким детям не значит лишь покормить из соски. Это означает — поставить безнадёжного ребёнка на ноги, научить улыбаться и показать огромный мир за стенами.

С 2006 года Елатомский детский дом является флагманом внедрения педагогической методики «Портаж», которая доказывает, что любого ребёнка (вне зависимости от диагнозов) можно всему научить. Просто иногда подобный путь значительно дольше, и нужно много терпения и любви, чтобы его пройти.
— Таких детей, какие попадают в отделение «Милосердие», раньше называли необучаемыми, — рассказывает директор учреждения Сергей Юдин. — Помимо основных заболеваний (аутизм, ДЦП, болезнь Дауна) у них много сопутствующих, включая врождённые физические патологии. Считалось, что столь серьёзные поражения нервной системы — это приговор: такому ребёнку никогда не встать с кровати, а про обучение и вовсе можно забыть. И когда мы только начинали внедрять эту методику, никто не верил в результат. Нам говорили: что вы и детей, и себя мучаете, посмотрите — у них глаза неживые. А через год не верили собственным глазам: как те же дети с интересом их рассматривали и улыбались. Через несколько лет — уже ходили по коридору, ели самостоятельно. А через восемь лет их в палатах не удержишь: хотят играть, гулять, общаться…

Чудо своими руками
Маленькая Анечка, опасливо поглядывая на меня, зовёт свою воспитательницу: «Мам, мама!» Ольга Гаврилова наклоняется к девочке, и та тут же обнимает её тонкими (обычное явление при ДЦП) руками и ласково целует. Всё будет хорошо, «мама» рядом, значит скоро начнётся интересный урок и Аня расскажет обо всех животных, что есть в детской книжке, — чтобы «мама» похвалила.

Рядом занимается Андрюша под надзором своей «мамы» Людмилы Меркуловой: кропотливо собирает бусы, хлопая в ладоши, если дело спорится. Хотя это не так уж и просто для мальчика с недофор-мированными кистями. Десять лет своей жизни он пролежал пластом, а теперь навёрстывает упущенное. «И ещё как!» — говорят воспитатели. Мальчик вырос в два раза, самостоятельно ходить научился, так что за ним теперь глаз да глаз нужен: то и дело убегает в игровую и строит целые замки из игрушек.

Вслед за мной пытается ползти на четвереньках Рома — ещё год назад он тоже лежал на кровати, безучастно глядя в потолок. Чтобы научить мальчика передвигаться, его «маме» пришлось опуститься на четвереньки самой и, доводя себя до изнеможения, помогать переставлять Ромины непослушные из-за пареза руки и ноги. Тут практически все чудеса совершаются именно так — на личном примере «мам»: я могу, сможешь и ты!

А вот Галя, которую все «главной помощницей» называют. Ведь одно из любимых занятий девочки — приглядывать за своими соседками по палате и… помогать им. Маленькую Полю, которая самостоятельно ещё ходить не может, Галя и оденет, и обует, и в кресле покатает. И похвалит: «Молодец! Умница!» — точно так же, как это всегда делают их терпеливые «мамы». Девочка с синдромом Дауна и с искривлением бедренных костей, Галя тоже долгие годы провела в кровати. Даже сидеть могла лишь с помощью больших подушек, которые подкладывали заботливые санитарочки. А всё, что оставалось, — вера её воспитателя Светланы Филатовой. Сейчас Галю уже никто не считает безнадёжной. Артезы выпрямили ноги, ходунки научили её передвигаться самостоятельно, а воспитатели — заботиться о других…
— Мы сами не понимаем, насколько в организме всё взаимосвязано, — рассказывает зав. отделением Мария Алманова. — У нас за восемь лет ежедневных физических и развивающих занятий почти все детки на ноги встали! А Галя даже научилась слышать! Мы сами удивились: воспитатель позвал её, и девочка, которую считали глухой, обернулась! Оказалось, что благодаря занятиям у неё начал развиваться тот участок мозга, который отвечает за анализ звуков.

Любить и верить
Главная суть этой методики — забыть навсегда слово «невозможно». Его просто нет в словаре «Портажа». Однако есть длинный список умений, которые нужны нам в повседневной жизни. Физическая активность, социализация, навыки речи, самообслуживания, познания. Каждая из этих глобальных задач делится на сотню поменьше. Научиться улыбаться, например. Сложно ли это? Обычный ребёнок осваивает данное умение в первые недели жизни. Ребёнок с серьёзными нарушениями ЦНС может не освоить никогда. Если ему никто не протянет руку помощи, никто не будет в него верить и не будет терпеливо улыбаться, в ответ ожидая проблеска первой улыбки.
— Однажды к нам в отделение зашла девушка и сказала в сердцах: «Здесь же собран отстой!» Мне всегда было обидно слышать подобное про наших детей. Дети-то в чём виноваты? Разве они просили родиться такими? И почему только из-за того, что он таким появился на свет, всю жизнь малыш обречён существовать как растение? Это несправедливо! Нам очень хотелось помочь нашим детям, показать им, какой огромный мир вокруг, — говорит Мария Алманова.

У «Портажа» тоже есть свой предел. И никто не ставит своей целью сделать из этих малышей нобелевских лауреатов. Главное — раз и навсегда прекратить растительную жизнь таких детей и научить их осознавать самих себя, уметь сделать шаг навстречу другому человеку. Побывав в отделении, могу уверенно сказать: эти дети умеют искренне улыбаться, потому что они действительно рады любому вестнику из большого мира. В их собственном мире нет зла, тревог, стало заметно меньше боли. Потому что тут есть две величайшие силы, которые способны творить чудеса, — Любовь и Забота.
Источник

Комментарии закрыты.